Гладиаторы. Кровавый спорт в Колизее / Интересное / Статьи / Еще / Обо всем

Гладиаторами были рабы, военнопленные, либо преступники, а иногда и простые граждане.

Эти товарищи, нестарые и хорошо развитые, попадали в школы гладиаторов, где они под руководством управляющего проходили военную подготовку. Гладиаторы занимались каждый день с тренерами и учителями, которые обучали их владению разнообразным оружием. Также к услугам гладиаторов были повара, врачи и гетеры.

Гладиаторы жили гораздо лучше обыкновенных рабов, однако это преимущество были ничем иным, как обычными инвестициями. Чем лучше жил гладиатор, тем лучше сражался, побеждал, следовательно, приносил большую прибыль.

Некоторые гладиаторы могли добиться освобождения от рабства, однако таких было мало.

Эти бойцы получали рудис — деревянный меч, знак освобождения от рабства. Часто они становились платными тренерами в своих же людусах (школах гладиаторов).

Гладиаторские бои

Гладиаторские бои обычно заканчивались смертью одного из противников или поражением группы гладиаторов, если это был групповой поединок. Если же кто-то из проигравших оставался жив, то их участь решали зрители.

Интересные факты:

Жизнь гладиатора ценилась очень высоко. На то, чтобы воспитать отличного бойца, уходило много времени, сил и денег, и такой боец приносил огромный доход его владельцу.

Гладиаторы считались самой низшей «кастой» даже в среде рабов, и стать гладиатором — огромный позор для римского гражданина. Но не редки были случаи, когда простой гражданин Рима шел в гладиаторы — иногда от полной безысходности, иногда от собственной блажи.

Во всех фильмах гладиатор выглядит как культурист, но это было не так. За два-три месяца до боев, гладиаторов кормили обильно и жирной пищей, поскольку толстый слой жира защищал внутренние органы.

Похожее по теме... Восстание СпартакаВосстание Спартака - величайшее в древности и третье по счёту (после первого и второго Сицилийских восстаний) восстание рабов.  

Существует миф, что гладиаторы — лучшие бойцы Рима. Бойцы — да, но не солдаты. Они не умели сражаться организованно в строю, как легионеры, не знали тактики построений и т. д.В этом была беда Спартака. Гладиаторы могли быть хорошими телохранителями, что часто и имело место быть, но солдатами — нет.

Гладиаторские бои изначально являлись частью похоронных церемоний

Несмотря на то, что многие летописцы древности писали о гладиаторских боях как о культурном насаждении этрусков, большинство современных историков связывают это явление с похоронными традициями. Изначально сражения гладиаторов сопровождали церемонии погребения богатых дворян. Это было своего рода посмертным признанием добродетелей умершего, которые он проявлял при жизни.

Согласно древнеримским писателям Тертуллиану и Фесту, римляне считали, что человеческая кровь помогала очистить душу покойного. То есть гладиаторские бои в этом смысле представляли собой нечто вроде человеческих жертвоприношений. Традиция похоронных игр приобрела еще больший масштаб во время правления Юлия Цезаря, который организовал поединки с участием сотен гладиаторов в честь своих умерших отца и дочери.

Гладиаторы не всегда сражались до смерти.

В кино и сериалах гладиаторские бои часто изображают как бескомпромиссную схватку с реками крови, отрубленными конечностями и горой трупов. Такое, разумеется, тоже было.

Но многие бои велись по правилам: соперники подбирались равными по силе, а иногда даже присутствовал судья, который мог прекратить драку, если один из участников был сильно ранен. А порой оба воина и вовсе покидали арену живыми и с честью, если им удавалось показать толпе зрелищный и захватывающий бой. К тому же гладиаторы недешево обходились своим хозяевам, чтобы от них можно было с такой легкостью избавляться.

Поэтому тренеры часто учили бойцов наносить удары таким образом, чтобы не убивать соперника, а лишь ранить. Некоторые бои и вовсе были похожи на спортивные состязания, в которых смерть не предполагалась изначально. Тем не менее жизнь гладиатора все равно не была долгой. Большинство из них доживало максимум до 25 лет, а по подсчетам историков примерно в каждом пятом поединке погибал как минимум один гладиатор.

Знаменитый жест «большим пальцем» не означал пощаду.

Если гладиатор оказывался ранен или обезоружен в бою, его судьба оставалась в руках зрителей. На турнирах, проводимых в Колизее, например, последнее слово в вопросе сохранения жизни бойца было за императором. Но организаторы игр, а иногда и сами правители нередко позволяли толпе принимать решение о судьбе гладиатора.

При этом в кино и прочих произведениях мы привыкли видеть жест «большим пальцем», который определял мнение зрителей или монарха: палец вверх — будет жить, вниз — смерть. На самом деле, как заявляют историки, оттопыренный большой палец (неважно, в какую сторону) означал обнаженный меч и, соответственно, смерть для гладиатора. Тогда как палец, спрятанный в кулаке, напротив, символизировал оружие в ножнах и сулил пощаду для бойца.

Хотя иногда толпа обходилась и без жестов и определяла участь гладиатора обычными криками: «Пощады!» или «Убей его!».

Гладиаторы имели свою классификацию Ко времени появления Колизея (примерно 80 год н.э.) гладиаторские турниры трансформировались от обычных кровавых боев до полномасштабных битв с высокой организацией по типу настоящего спорта. У бойцов была своя классификация в зависимости от боевого опыта, владения определенным стилем боя или оружием. Наиболее популярными являлись гопломахи и мурмиллоны.

У первых в вооружении было копье, кинжал и щит, вторые имели гладиус (меч длиной 40–50 см) и большой прямоугольный щит римских легионеров. Были еще эквиты, которые выходили на арену верхом на лошадях, а также эсседарии — воины на колесницах.

Димахеры сражались двумя мечами одновременно, держа по одному в каждой руке. Но самым необычным среди популярных видов гладиаторов были ретиарии, которых вооружали только сетью и трезубцем. С одной стороны этот боец мог запутать соперника своей сетью и заколоть его на расстоянии с помощью трезубца, но стоило ему лишиться данного преимущества и оказаться в ближнем бою, ретиарий сталкивался с трудностями.

Среди гладиаторов были и женщины Историки не уверены, когда именно женщина впервые вышла на арену в качестве гладиатора, но к 1 веку н. э. это стало обычным явлением в Риме. Хоть зачастую женщины-воины и не воспринимались всерьёз аудиторией игр, императору Домициану, например, сражения с их участием нравились, и он нередко поощрял бои женщин против карликов. Женщины также участвовали в сражениях против животных, но в целом их появление на арене прекратилось к концу 200 года н. э.

У гладиаторов были свои профсоюзы Хоть гладиаторам и приходилось убивать друг друга на арене, внутри их сообщества существовало некое братство. А некоторые даже организовывались в союзы или «коллегии» со своими избранными председателями. Если боец погибал в сражении, его товарищи заботились о том, чтобы он был похоронен с почестями, соответствующими его достижениям на арене. А если у погибшего оставались жена и дети, братство также контролировало выплату им денежной компенсации за потерю главы семьи.

Иногда римские императоры участвовали в гладиаторских боях Организация гладиаторских игр считалась простым способом для императоров завоевать любовь толпы. Но некоторые шли еще дальше и сами участвовали в сражениях. Некоторые римские правители, включая Калигулу, Тита и Адриана, выступали на арене.

Хотя делалось это, конечно же, с обеспечением максимальной безопасности для императора: клинки соперников, например, могли иметь тупые лезвия. Император Коммод, чтобы утолить жажду крови толпы, убивал копьем медведей или пантер, которых держали на цепи.

Он также участвовал в нескольких поединках против гладиаторов.

Но, как правило, против него выставляли очень неопытного бойца или слабо вооруженного человека из толпы. Естественно, такие бои он всегда выигрывал, в отличие от финального сражения в известном фильме «Гладиатор», где Коммод погибает от рук Максимуса на арене Колизея. Но этот бой является не более, чем художественной выдумкой, которые часто встречаются в исторических фильмах.

Гладиаторы часто становились секс-символами своей эпохи Несмотря на то, что некоторые древние историки описывали гладиаторов как грубых и неотесанных рабов, многие из них пользовались огромной известностью среди низших классов. Их портретами украшали стены многих общественных мест; дети играли в военные игры, представляя себя гладиаторами; а самые успешные бойцы имели славу сродни популярности современных спортсменов. Гладиаторы также были своего рода секс-символами для женщин той эпохи.

Одна из фресок Помпеи изображает бойца, который ловит в свои сети группу девушек, а на другой — они приходят в восторг от одного его вида. Многие женщины Древнего Рима носили украшения, окунутые в кровь гладиатора, а некоторые даже смешивали их пот со своими косметическими средствами, полагая, что он может подействовать как афродизиак.

Около гладиаторских арен в Древнем Риме в специальных киосках можно было купить жир животных и пот гладиаторов. Женщины использовали эти вещества в качестве косметических средств.

Среди римских аристократов стало модным иметь личных гладиаторов, которые могли быть неплохими охранниками. Юлий Цезарь, например, содержал 2 тысячи гладиаторов-телохранителей.

На бои приглашались музыканты, которые обеспечивали музыкальное сопровождение боя в зависимости от его развития.

Нередко происходившее на арене кровопролитие бывало столь велико, что поединки приходилось останавливать, чтобы посыпать скользкую от крови площадку свежим песком.

Полубезумный император Коммод очень любил поучаствовать в подобных боях, которые, разумеется, всегда заканчивались его победой. Он провёл в качестве гладиатора 735 боёв! По легенде, был заколот ножом на арене. Но на самом деле его задушили за день до выхода на арену. Этой истории посвящён фильм «Гладиатор».

Практически все гладиаторы были рабами. Тем не менее, они проходили тщательную подготовку, получали высококалорийный рацион и своевременную медицинскую помощь. С ними старались обращаться бережно, не травмируя и не травмируя зря.

Гладиаторы получали приличное вознаграждение за участие в боях. Самой большой платой за выступление можно считать целый дворец, который император Нерон подарил гладиатору Спикулу.

Гладиаторы были объектом весьма солидных инвестиций. Если гладиатор погибал, потери спонсора были огромны. Поэтому билеты на шоу, где бой велся до смерти, были очень дорогими: спонсоры пытались хоть как-то оправдать свои расходы.

Самыми дорогостоящими считались морские сражения гладиаторов, которые назывались навмахиями. Крупнейшее было организовано по приказу императора Клавдия. На озеро Фучино близ Рима было спущено 50 боевых кораблей, число гладиаторов составило 20 тыс. чел. Число зрителей составило около полумиллиона человек.

Часто арена использовалась для наказания или казни приговоренных. Однажды одного ювелира, который продавал фальшивые драгоценности, приговорили к арене.

Когда его подвели к клетке, из которой должен был выйти лев, и несчастный уже приготовился к смерти, из клетки вышел ЦЫПЛЕНОК!

От напряжения ювелир рухнул в обморок.

Зрителей на боях рассаживали строго по статусу. Нижний ряд, или подий (лат. podium), был назначен исключительно для императора, его семейства, сенаторов и весталок.

Мало кто знает, что даже свободные гладиаторы не имели никаких гражданских прав. После того, как свободный человек хоть раз попробовал себя в бое гладиаторов, к нему относились пренебрежительно.

Павшего прижигали раскаленным железом, чтобы убедиться в том, что он умер, а не притворяется, после чего тело крючьями стаскивали с арены.

В 63 году нашей эры император Нерон издал указ, разрешающий участвовать свободным женщинам в гладиаторских турнирах.

В 66 году Нерон устраивает в городе Путеолы дорогостоящее представление в честь армянского царя Тиридата в котором участвовали эфиопы, в том числе женщины.

Гладиаторские бои в Западной Римской империи были запрещены в 404 году нашей эры, когда в Римской империи возобладало христианство.

После запрета боёв между гладиаторами они сражались только с животными, до наших дней их искусство дошло в виде корриды.

Когда дело доходит до жестокого и кровавого мира гладиаторов, мы думаем, что знаем почти все. Двое мужчин сражаются до смерти с мечами и минимальным количеством брони. Или команда гладиаторов сражается с дикими животными. Каким бы ни был сценарий, гладиаторы-мужчины были звездами шоу.

Но знаете ли вы, что были и женщины-гладиаторы, которые тоже сражались?

В некоторых случаях битва гладиаторов была похоже на современные телешоу или фильмы. Организаторы всегда думали о новых способах предоставить аудитории что-то дополнительное и выделиться из толпы. Одним из результатов этого стало введение женщин. Первоначально они были представлены в качестве необычного подхода к основному мужскому действию и чтобы дать нетерпеливым толпам новые острые ощущения.

Большая часть их первоначальной функции заключалась в том, чтобы разрядить обстановку комичным боем перед интенсивными мужскими сражениями. Многие женщины-бойцы начали сражаться с карликами, чтобы заставить толпу смеяться или с мелкими животными.

В древние времена женщины не всегда имели те же свободы, что и мужчины в некоторых аспектах жизни. В римские времена это сводилось к тому, что им не разрешалось посещать официальные лагеря гладиаторов, чтобы научиться драться. Вместо этого считается, что многие женщины-гладиатрисы вместо этого использовали свои собственные деньги, чтобы нанять личных учителей, чтобы подготовиться к своей новой карьере.

Одна интересная заметка о женщинах гладиаторах заключается в том, как они воспринимались римским обществом. Мужские гладиаторы были классифицированы как герои, если они выжили, чтобы получить свободу. Они не только получили статус граждан, но и могли затем жениться или вернуться в свои семьи.

Но не женщины-бойцы.

Женщины-гладиаторы считались позором римского общества и фактически классифицировались в той же группе, что и работники секс-бизнеса. Это в основном сводилось к тому, что они сражались почти голыми и продавали свои тела для развлечения. Когда они заканчивали сражаться, они были изгоями в обществе и считались запретными для любого римского мужчины в качестве жен.

Как видно из вышеизложенного, стать женщиной гладиатором было на самом деле очень мятежным и смелым делом. Женщины, которые решили по собственной воле сражаться, сделали это ради славы, богатства и знаменитости.

Одна из самых известных записей о гладиаторах женщин была найдена в Турции. Это была ключевая часть Римской империи, и там были амфитеатры для проведения боев. Мемориальная доска, найденная в одном из них, показала двух женщин-бойцов по имени Амазонка и Ахилла. Она была воздвигнут в честь жестокой борьбы, которую они закончили вничью, и обе выиграли призовые деньги. Многие считают, что ничья была фактически поставлена, чтобы завязать альтернативу, более счастливую кончину исторической истории Ахилла, убивающего королеву-воительницу Амазонку, которую он любил.

Соревнования древних гладиаторов были дико популярны во всей Римской империи и были похожи на посещение современного футбольного матча (но с большим количеством убийств). Многие обычные граждане любили ходить в Колизей или их местный амфитеатр, чтобы увидеть своих любимых бойцов в действии.

Не упуская выгоды, скоро были созданы магазины подарков для толпы, которые могли купить товары с гладиаторами, которые им больше всего нравились. Это также включало женщин бойцов, у которого также были игрушки-куклы и статуи в их честь в этих сувенирных магазинах.

В 2000 году археологи обнаружили могилу молодой женщины рядом с местом старого амфитеатра в Лондоне. Когда они заглянули в могилу, они обнаружили, что она наполнена ценными безделушками и гладиаторскими предметами. Они также нашли остатки дорогой пищи, которая, по их мнению, была съедена на похоронах в ее честь. Объединив все это, они уверены, что могила была одной из знаменитых женщин-гладиаторов, которая, должно быть, была хорошо известна и любима.

Как только женщинам было дано разрешение на состязание, его тут же отняли.

В 200 году н.э. император Септимий Северус посетил Олимпийские игры в Греции, и после этого он запретил всем женщинам сражаться как гладиаторам.

Но что случилось в Греции, что заставило его сделать это? Многие считают, что на него повлияло решение греков запретить женщинам вступать на Олимпийских играх.

Считается также, что они были обеспокоены влиянием женщин, решивших строить карьеру, и как это повлияло на взгляды на брак в римском обществе.

Многие из женщин, о которых мы говорили выше, были свободными гражданами, которые решили по собственной воле сражаться. Однако, как и у мужчин, были также рабы, захваченные римскими войсками, и они были вынуждены сражаться. Император Нерон любил заставлять их охотиться на диких животных на арене, имея только маленький карманный нож, чтобы защитить себя.

Истории о гладиаторских боях приводили людей в восторг на протяжении многих тысячелетий. Эти воины с мечами и щитами были вынуждены бороться за свою жизнь; их образы неустанно вдохновляют создателей книг, картин, фильмов и телевизионных шоу. Тем не менее, когда бои стали более популярными, толпа жаждала больше зрелищ.

Отныне меча и щита было недостаточно.

Типы гладиаторов

Бестиарии

В отличие от других гладиаторов, бестиарии боролись за свою жизнь с животными, а не себе подобными. Специально для этих боёв римские императоры и сенаторы привозили из Африки и Азии экзотических и сильных животных (например, львов, тигров, слонов и медведей). Они служили символом богатства, а также были участниками зрелищ, которые устраивали для толпы в Колизее и амфитеатрах.

Бестиарии

Некоторые виды животных (к примеру, слоны) были призваны шокировать и развлекать зрителей, которые прежде никогда их не видели. Другие животные должны были охотиться на людей, а также сами выступали в роли добычи.

Существовало два типа бестиариев: "damnatio ad bestias" (буквально с латинского «предание зверям»; отданные на растерзание диким животным) и "venatio" («охотники»). К первому типу относились те, кого приговорили к смертной казни. Они не считались гладиаторами и были, как правило, представителями низшего класса в Древнем Риме. Их смерть была развлечением для толпы. Иногда одно дикое животное за раз могло убить несколько сотен человек.

«Охотники» тренировались и охотились на животных. Это было неотъемлемой частью их выступлений. О "venatio" нам известно очень мало, поскольку историки и хронисты не любили их описывать. В отличие от других гладиаторов, «охотников» презирали в Древнем Риме. Самым известным "venatio" был Карпофорус, который, согласно истории, голыми руками убил свыше двадцати животных на арене Большого цирка. Карпофорус также тренировал животных, чтобы они могли убивать, охотиться и даже насиловать людей.

Некоторые императоры также демонстрировали своё мастерство в убийстве животных, однако вместо признания, они получали лишь презрение толпы. Нерон сражался с животными на арене, в то время как Коммод «героически» убивал травмированных и малоподвижных животных, находясь в безопасности на возвышенной платформе. Последнее вызвало крайнее неодобрение сената.

Ноксии

Ноксии были представителями самого низшего класса в римском обществе. Их даже не считали за людей. К ним относились христиане, евреи, дезертиры, убийцы и предатели. Ноксий не брали в школу гладиаторов, а их появление на аренах, где они умирали самыми ужасными способами, было, своего рода, наказанием за совершённые преступления.

Ноксии могли быть убиты несколькими способами: первый – их разрывали на части дикие животные; второй – их до смерти мучили гладиаторы, которые завязывали глаза и получали инструкции от толпы; третий – они выступали в роли мишени, за которой охотились настоящие гладиаторы. Ноксии, как правило, были одеты в набедренную повязку и не имели брони. Оружием им служил простой гладиус (короткий меч) или палка. Римлянам доставляло удовольствие убивать ноксий. Это служило напоминанием о том, что каждый должен знать своё место в социальной иерархии.

Ретиарии

Что лучше: скорость или сила? Смерть от тысячи порезов или одного удара? В древнеримские времена ответ был однозначным: чем больше силы и брони, тем лучше. Именно поэтому к ретиариям изначально относились как к низшему типу гладиаторов. У них было очень мало брони, поэтому им приходилось бороться, используя ловкость, скорость и хитрость, а также сеть, трезубец и – в крайних случаях – небольшой клинок.

Ретиарий

Ретиарии тренировались отдельно от гладиаторов, у которых были мечи и щиты. Их считали женоподобными и часто высмеивали. Сатирик и поэт Децим Юний Ювенал поведал историю о мелком аристократе Гракхе, который не только вызвал всеобщую немилость, став гладиатором, но и опозорил общество, сражаясь в качестве ретиария. Однако через несколько столетий ретиарии приобрели милость и стали одними из главных на арене.

Секуторы

Гладиаторы, которые относились к типу секуторов, должны были преследовать и побеждать ретиариев. Секутор имел мощные доспехи: огромный щит, меч и круглый шлем, который закрывал всё его лицо и имел два крошечных отверстия для глаз.

Секутор

Типичный бой между секутором и ретиарием начинался с того, что последний отходил на безопасное расстояние или – в некоторых случаях – взбирался на возвышенную платформу над водой, где лежал заранее подготовленный запас камней. Секутор (лат. secutor – преследователь) преследовал ретиария и пытался не попасть в его сеть или под град камней. Также он боялся трезубца ретиария, который использовался для того, чтобы не подпустить секутора слишком близко. Секутор был хорошо вооружён, однако он быстро уставал под тяжестью своей брони.

Император Коммод сражался в качестве секутора во время игр; он имел отличные доспехи и оружие, что гарантировало ему победу. Ещё одного знаменитого секутора звали Фламмом, он был родом из Сирии и сражался на арене в одежде, характерной для жителей территории Галлии. Он принял участие в 34 боях и одержал победу в 21 из них. Удивительно, но ему четырежды предлагали свободу, однако он каждый раз отказывался.

Эквиты

Эквиты были похожи на римских кавалеристов, однако их не стоит путать. Римские кавалеристы были в основном представлены мелкими аристократами, которые занимали хорошие должности в сенате и могли даже стать императорами.

Эквит

В свою очередь, эквиты были прославленными организаторами публичных зрелищ. Представления в Колизее, как правило, начинались с боёв эквитов, чтобы оживить толпу при помощи ловкости и скорости, которые демонстрировали эти гладиаторы. Сидя верхом на лошадях, они атаковали друг друга при помощи копий, а затем соскакивали на землю и боролись на мечах. Они носили лёгкие доспехи, что способствовало большей ловкости и атлетичности.

Провокаторы

Как мы теперь знаем, в Древнем Риме сражаться друг с другом на арене могли различные типы гладиаторов. Провокаторы, тем не менее, вступали в бой только с провокаторами.

Бой гладиаторов

Причина заключалась в том, что соперника для них не выбирали – они сами вызывали его на бой. Они сражались, чтобы уладить распри между гладиаторскими школами, которые соперничали друг с другом, или повысить свой статус, победив известного соперника. Каждый провокатор был вооружён как римский легионер: он имел прямоугольный щит, нагрудник и шлем.

Женщины-гладиаторы

Женщины-гладиаторы, как правило, носили очень мало брони, и у них почти всегда был оголён торс. В большинстве случаев они даже не надевали шлем, чтобы все знали, что на арене сражается женщина.

Женщина-гладиатор

Бои между женщинами-гладиаторами, которые, кстати сказать, были вооружены коротким мечом и щитом, были редкостью и воспринимались как новшество. Женщины могли сражаться не только между собой, но и с карликами, чтобы вызвать негодование и шок у толпы. В некоторых случаях в гладиаторских боях могли принимать участие женщины, имевшие высокий статус в обществе. Их появление на арене сопровождалось громкими скандалами.

В конечном счёте, бои женщин-гладиаторов были запрещены в 200 году нашей эры.

Галл / Мурмиллон

Галлы были одними из первых гладиаторов, которые произошли от галльского племени, проживавшего в Центральной и Западной Европе. Большинство из них были пленными, которые были вынуждены выйти на арену, чтобы сражаться.

Галл - гладиатор

Галлы были хорошо вооружены и выглядели как типичные гладиаторы: они имели длинный меч, щит и шлем, однако носили традиционную галльскую одежду. Галлы были менее проворными, нежели другие гладиаторы, поэтому полагались на свою силу, атакуя противников. Они часто сражались с пленными из вражеских племён.

После того как галлы заключили мир и вошли в состав Римской империи, их стали относить к другому типу гладиаторов, которых называли мурмиллонами. Мурмиллоны по-прежнему использовали тяжёлый меч и щит, однако одевались как римские солдаты и сражались с другими мурмиллонами, гладиаторами из вражеских регионов и ретиариями.

Одного из самых знаменитых мурмиллонов звали Маркусом Аттилиусом, который во время своего первого боя победил гладиатора из личного войска Нерона, Хиларуса, и Луция Феликса. У обоих на счету было более десятка побед.

Самниты

Самниты также являются одними из первых гладиаторов, и они имеют много чего общего с галлами. Они также были военнопленными, однако их родиной считался регион Самний (юг Италии).

Самниты

После того как римляне одержали победу над самнитами, они заставили их участвовать в насмешливых церемониальных боях, которые впоследствии превратились в гладиаторские соревнования. Самниты носили традиционную военную одежду и сражались при помощи меча и прямоугольного щита. Их противниками, как правило, были попавшие в плен солдаты из враждующих с Римом племён.

Когда Самний стал одной из провинций Римской империи, самниты перестали относиться к отдельной категории. Они присоединились к гопломахам или мурмиллонам, которые носили такую же одежду и имели похожее оружие.

Фракийцы

Самым популярным и хорошо известным гладиатором является Спартак.

Он был военнопленным из фракийского племени, проживавшего на территории Юго-Восточной Европы. Он восстал против своих поработителей, которые вынуждали его сражаться на гладиаторской арене. В конечном счёте, Спартак был побеждён, однако легенда о нём живёт по сей день.

Гладиатор - фркакиец

Фракийцы, которые имели круглый щит, изогнутый клинок и широкий шлем с эмблемой грифона, были, пожалуй, самыми популярными из первых гладиаторов. Они часто сражались с галлами и самнитами.

Так же, как мы сегодня болеем за разные спортивные команды, императоры и сенаторы имели своих любимчиков среди гладиаторов. Калигула, в частности поддерживал фракийцев и даже убил гладиатора, который победил его любимого фракийского воина. Другой император, Домициан, питал такое презрение к фракийцам, что однажды бросил одного из зрителей на растерзание собакам. Что сделал этот бедняга? Он выдвинул предположение о том, что фракиец, скорее всего, выиграет гладиаторский бой.

Помните, в фильме Ридли Скотта «Гладиатор» Проксимо привозит своих бойцов в Рим и размещается в гладиаторской школе, примыкавшей к самому Колизею? Внизу страницы вы можете взглянуть на этот самый момент в фильме. Так вот, эта школа действительно существовала и называлась Ludus Magnus («Большая школа»). Она была основана императором Домицианом в конце I в. н.э. и завершена в правление Адриана (117–138). Местоположение Ludus Magnus было известно археологам благодаря сохранившемуся мраморному плану Рима эпохи Северов (Forma Urbis Romae), но раскопки в самой школе были начаты лишь в 1937 году и с большими перерывами шли с 1957 по 1961 год. Благодаря раскопкам была открыта северная часть школы, включая часть принадлежавшего ей амфитеатра, остальное легко представить по тому же мраморному плану.

Колизей и Ludus Magnus
Колизей и Ludus Magnus

Здание построено из бетона, снаружи облицованного кирпичной кладкой. При ее строительстве был снесен целый квартал Августовского периода, следы которого, в т.ч. остатки мозаичного пола можно рассмотреть в южной части руин школы. На открытом взору публики участке, выходящего на Лабиканскую улицу, можно увидеть довольно хорошо сохранившиеся остатки небольших камер, в которых жили обучавшиеся в школе бойцы. Найдены также остатки лестниц, ведущих на 2-й этаж. Скорее всего здание было 3-этажным и включало до 145 комнат и двое большее число их обитателей. Возможно, их число было даже еще большим, поскольку нам неизвестно, как жили гладиаторы в школе.

Самая большая гладиаторская школа в Риме (Ludus magnus)
Самая большая гладиаторская школа в Риме (Ludus magnus)

Внутренний двор школы имел форму эллиптической арены с длинной осью 62 м и короткой 45 м. Именно здесь гладиаторы проводили свои тренировки. Главный вход на арену был на длинной оси, а на короткой располагались ложи для почетных зрителей, приглашенных наблюдать за тренировками гладиаторов. Зрительские трибуны были достаточно большими и насчитывали 9 рядов сидений. Здесь могло разместиться до 2500 зрителей.

Слева - казармы гладиаторов - справа край арены при школе
Слева - казармы гладиаторов - справа край арены при школе
Реконструкция арены гладиаторской школы
Реконструкция арены гладиаторской школы

Кроме гладиаторских казарм и амфитеатра школа включала ряд вспомогательных помещений, также связанных с проведением игр: сполиарий, куда сносили трупы бойцов, павших на арене, самарий, куда забирали раненых гладиаторов, и арсенал, в котором хранилось оружие. Вероятно, дальше к северу находился Мизенский лагерь (сastra Misenatium), где жили матросы, отвечающие за полог над Колизеем, и Summum Choragium, в котором хранились машины, используемые для проведения игр.

Источник

Ранее я писало великолепной фреске с изображением поединка тяжеловооруженных гладиаторов, осенью прошлого года найденной в Помпеях и о мозаике с изображением секутора из Ливии.

Больше узнать о гладиаторах и их снаряжении можно здесь и здесь

Оружие гладиаторов

Снаряжение гладиаторов

Шлемы гладиаторов

Происхождение гладиаторов

Вопрос знатокам: Где проводились гладиаторские бои?

С уважением, Nata P

Лучшие ответы

Lady in Red:

Гладиаторы

Гладиаторы (лат. gladiator, от gladius — меч) — в Древнем Риме — военнопленные, осуждённые преступники и рабы, специально обученные для вооруженной борьбы между собой на аренах амфитеатров. Гладиаторы Древнего Рима обычно сражались на публике до смерти. Поединки римских гладиаторов устраивались сначала в дни наиболее значительных религиозных праздников, а затем превратились в наиболее популярное увеселение простых граждан. Традиция боёв гладиаторов сохранялась на протяжении более чем 700 лет.

Гладиаторские бои были переняты римлянами у греков, этруссков и египтян и приняли религиозный характер жертвоприношения богу войны Марсу. В начале гладиаторами являлись военнопленные и приговорённые к смертной казни. Законы древнего Рима позволяли им участие в гладиаторских боях. В случае победы (на полученные деньги) можно было выкупить свою жизнь. Были случаи, когда граждане, отказавшись от имеющейся у них свободы, вступали в гладиаторы в погоне за славой и деньгами.

Для того чтобы стать гладиаторами, необходимо было принять присягу и объявить себя «юридически мёртвыми». С этого момента бойцы вступали в другой мир, где царили жестокие законы чести. Первым из них — было молчание. Гладиаторы объяснялись на арене жестами. Второй закон — полное соблюдение правил чести. Так, например, гладиатор, упавший на землю и сознающий своё полное поражение, был обязан снять защитный шлем и подставить горло под меч противника или же вонзить свой нож в собственное горло. Конечно, аудитория могла всегда предоставлять милосердие тем гладиаторам, которые отважно сражались и нравились публике, однако такое помилование случалось крайне редко.

«Мы жертвуем живыми, чтобы накормить мертвых» — так император Каракалла в III веке нашей эры сформулировал идейную основу гладиаторских боев, вместе со звериными травлями ставших самым кровавым и жестоким зрелищем в истории человечества. Согласно римским верованиям, которые они, в свою очередь, заимствовали у этрусков, зверства должны были умиротворить души умерших. В древности это было высшей честью, которую могли воздать знатному предку благодарные наследники.

Впрочем, поначалу этот этрусский обычай достаточно медленно укоренялся в жизни римлян времен ранней Республики, может быть, потому что им приходилось много работать и много воевать, и в качестве развлечений они предпочитали атлетические состязания, конные скачки, а также театральные представления, разыгрывающиеся непосредственно в толпе отдыхающих. Тогда римлян никак нельзя было назвать любителями созерцания предсмертных конвульсий и стонов раненых, так как этого более чем хватало в их повседневной полувоенной жизни.

Но энтузиасты находятся в любом деле, и в 264 году до н. э. на Коровьем рынке Рима во время поминок по Бруту Пере, устроенных его сыновьями Марком и Децимом, состоялся поединок трех пар гладиаторов (от латинского слова «gladius» — меч) . Но лишь спустя еще почти 50 лет это зрелище получило определенный размах: уже 22 пары гладиаторов на протяжении 3 дней услаждали взоры жителей на погребальных играх, устроенных в память о дважды консуле Марке Эмилии Лепиде тремя его сыновьями. И только в 105 году до н. э. благодаря неустанным заботам народных трибунов об увеселении римской черни, уже начавшей формироваться как социальный класс, гладиаторские бои были введены в число официальных публичных зрелищ. Так джинн был выпущен из бутылки.. .

К исходу II века до н. э. бои, длившиеся несколько дней подряд при участии не одной сотни гладиаторов, не удивляли уже никого. Появились и люди, для которых содержание и обучение гладиаторов стало профессией. Они назывались ланистами. Суть их деятельности заключалась в том, что они находили на невольничьих рынках физически крепких рабов, причем желательно военнопленных и даже преступников, выкупали их, обучали всем премудростям, необходимым для выступлений на арене, а затем сдавали в аренду всем желающим устроить гладиаторские бои.

И все же основную массу профессиональных бойцов арены сос

elena m:

Алекс:

Наталья Усачева:

☜♡☞ Михайловна ☜ღ☞:

Законы Древнего Рима позволяли им участие в гладиаторских боях. В случае победы (на полученные деньги) можно было выкупить свою жизнь. Гладиаторские бои проводились в театрах, на аренах и площадях.

Егор Есин:

~Ultimuver~:

Неизвестно:

Гладиаторские бои проводились в Древнем Риме на площадках амфитеатров и Колизее.

Gansales:

Антон Гущин:

Afgan:

Dakota:

В древнем Риме, даже фильм есть такой Гладиатор

Видео-ответ

Это видео поможет разобраться

Ответы знатоков

СТРАНА НЕГОДЯЕВ:

ЕвГений Косперский:

Лентул Батиат — хозяин школы гладиаторов в которой был Спартак.

Alexey Khoroshev:

Гладиаторы (лат. gladiator, от gladius — меч) — в Древнем Риме — военнопленные, осуждённые преступники и рабы, специально обученные для вооруженной борьбы между собой на аренах амфитеатров. Гладиаторы Древнего Рима обычно сражались на публике до смерти. Поединки римских гладиаторов устраивались сначала в дни наиболее значительных религиозных праздников, а затем превратились в наиболее популярное увеселение простых граждан. Традиция боёв гладиаторов сохранялась на протяжении более чем 700 лет. Гладиаторские бои были переняты римлянами у греков, этруссков и египтян и приняли религиозный характер жертвоприношения богу войны Марсу. В начале гладиаторами являлись военнопленные и приговорённые к смертной казни. Законы древнего Рима позволяли им участие в гладиаторских боях. В случае победы (на полученные деньги) можно было выкупить свою жизнь. Были случаи, когда граждане, отказавшись от имеющейся у них свободы, вступали в гладиаторы в погоне за славой и деньгами. Для того чтобы стать гладиаторами, необходимо было принять присягу и объявить себя «юридически мёртвыми». С этого момента бойцы вступали в другой мир, где царили жестокие законы чести. Первым из них — было молчание. Гладиаторы объяснялись на арене жестами. Второй закон — полное соблюдение правил чести. Например, гладиатор, упавший на землю и сознающий своё полное поражение, был обязан снять защитный шлем и подставить горло под меч противника или же вонзить свой нож в собственное горло. Аудитория могла всегда предоставлять милосердие тем гладиаторам, которые отважно сражались и нравились публике, однако такое помилование случалось крайне редко. Впрочем, поначалу этот этрусский обычай медленно укоренялся в жизни римлян времен ранней Республики, потому что им приходилось много работать и много воевать, и в качестве развлечений они предпочитали атлетические состязания, конные скачки, а также театральные представления, разыгрывающиеся непосредственно в толпе отдыхающих. Тогда римлян никак нельзя было назвать любителями созерцания предсмертных конвульсий и стонов раненых, так как этого более чем хватало в их повседневной полувоенной жизни. В 264 году до н. э. на Коровьем рынке Рима во время поминок по Бруту Пере, устроенных его сыновьями Марком и Децимом, состоялся поединок трех пар гладиаторов (от латинского слова «gladius» — меч) . Но лишь спустя еще почти 50 лет это зрелище получило определенный размах: уже 22 пары гладиаторов на протяжении 3 дней услаждали взоры жителей на погребальных играх, устроенных в память о дважды консуле Марке Эмилии Лепиде тремя его сыновьями. И только в 105 году до н. э. благодаря неустанным заботам народных трибунов об увеселении римской черни, уже начавшей формироваться как социальный класс, гладиаторские бои были введены в число официальных публичных зрелищ. К исходу II века до н. э. бои, длившиеся несколько дней подряд при участии не одной сотни гладиаторов, не удивляли уже никого. Появились люди, для которых содержание и обучение гладиаторов стало профессией. Они назывались ланистами. Они находили на невольничьих рынках физически крепких рабов, причем желательно военнопленных и даже преступников, выкупали их, обучали премудростям, необходимым для выступлений на арене, а затем сдавали в аренду желающим устроить гладиаторские бои. Основную массу профессиональных бойцов арены составляли выходцы из гладиаторских школ. Во времена правления Октавиана Августа (около 10 года до н. э. ) в Риме существовало 4 императорские школы: Большая, Утренняя, где готовили бестиариев – гладиаторов, сражавшихся с дикими зверями, школа Галлов и школа Даков. Во время обучения в школе всех гладиаторов сытно кормили и квалифицированно лечили. Гладиаторские бои проходили по-разному. Бывали поединки единичных пар, а иногда несколько десятков, а то и сот пар сражались одновременно. В 8г. Август устроил игры, в которых участвовало 10 000 гладиаторов. Порой на арене разыгрывались целые представления, введенные в практику массовых развлечений Юлием Цезарем.

Школы и подготовка гладиаторов

Школы гладиаторов

Макет-реконструкция Большой школы (Ludus Magnus). Музей Древнеримской цивилизации, Рим (Museo della Civiltà Romana, Roma), inv. M.C.R. n. 1788.

Гладиаторские школы (люди) бывали частными и императорскими. Первые находились в ведении частных предпринимателей. Собственники гладиаторских школ, как правило, принадлежали к классу сенаторов, в то время как упvравляющие (ланисты) могли быть свободнорожденными, вольноотпущенниками или даже рабами. Ланиста закупал или нанимал подходящих людей, соответствующим образом их готовил, а затем продавал или сдавал внаем организаторам игр. В период Империи появились императорские гладиаторские школы (ludi imperiali). Они существовали наряду с частными. Императорскими люди управляли чиновники-прокураторы.

Школы гладиаторов, вероятно, возникли вскоре после распространения гладиаторских игр. Однако первое упоминание о школе гладиаторов относится лишь к концу II века до н.э.: в 105 г. до н.э. консул Публий Рутилий Руф использовал учителей фехтования (докторов) из школы Гая Аврелия Скавра для обучения своих солдат искусству фехтования. Эта школа, вероятно, располагалась в Капуе. В Капуе же находилась и известная благодаря восстанию Спартака школа Гн. Лентула Батиата. Цезарь также владел школой гладиаторов в Капуе, однако предпочитал отдавать гладиаторов на обучение «в дома римских всадников и даже сенаторов, которые хорошо владели оружием». В письмах он настойчиво просил следить за обучением каждого гладиатора и часто лично руководил их занятиями. Позднее он построил также гладиаторскую школу в Равенне. Гладиаторы из основанных им школ позднее славились своей подготовкой на всю Империю и получили название «юлианцы».

Существование гладиаторских школ в Риме прослеживается, по крайней мере, до середины I века до н.э., когда организаторы заговора против Цезаря хотели воспользоваться услугами гладиаторов из расположенной поблизости школы. С конца I века н.э. в Риме было уже четыре императорские школы. Самой значительной была Большая школа (Ludus Magnus), расположенная рядом с Амфитеатром Флавиев (Колизеем). Здесь тренировались все типы гладиаторов. Подземный проход соединял эту школу с Колизеем. Таким образом, гладиаторы могли появляться на арене незаметно для народа.

Другие школы имели конкретную специализацию: Утренняя школа (Ludus Matutinus) была предназначена для подготовки венаторов и бестиариев (отсюда происходит и название, ведь венацио было частью утренней программы); в Галльской школе (Ludus Gallicus) готовили мирмиллонов; а Дакийская школа (Ludus Dacicus) приняла военнопленных, предназначенных для арены, после войны Домициана с даками.

До настоящего времени сохранилось здание только одной из этих школ (Ludus Magnus), развалины которого можно видеть рядом с Колизеем. Здание, построенное из кирпича, вероятно, было трехэтажным. Внутри располагался дворик с портиком и четырьмя фонтанами по углам. Дворик имел вид маленького амфитеатра, на 9 ступенях его трибун могло разместиться около 1200 зрителей. В центре северной и южной сторон были трибуны для особо важных гостей. На арену вели два входа, расположенные по главным осям амфитеатра. Центральную часть восточной стороны занимало большое помещение с колоннами, которое, как считают, было святилищем культа императора. В каморках на других сторонах жили гладиаторы. Предположительно здесь могло разместиться до 1000 гладиаторов.

Помимо Рима, Капуи и Равенны, известны люди и в других городах Италии: Помпеях, Ноле, Эсте, Пренесте. Много гладиаторских школ было и за пределами Италии, например в Британии, Галации, Каппадокии, Ликии, Памфилии, Киликии, Кипре, Понте, Пафлагонии, Галлии, Бретане, Испании, Германии и Реции, а также в Александрии в Египте.

Сооружение, известное как школа (или казарма) гладиаторов в Помпеях, на самом деле не является классическим образцом таковой. Это строение, расположенное рядом с Большим театром и окруженное с четырех сторон портиками с колоннами, было предназначено для прогулок зрителей в антрактах между представлениями в театре. Специальный проход соединял его с театром. Вообще, это древнейшее сооружение подобного типа в Италии. Оно датируется I веком до н.э. В 62 г. н.э., после того, как землетрясением была разрушена настоящая помпейская школа гладиаторов, это строение было превращено в гладиаторскую школу. Проход, соединявший его с театром, заложили, а вокруг двора позади колоннады построили двухэтажные жилые помещения. На первом этаже находились кельи гладиаторов, на втором — апартаменты ланисты. Не забыли построить также большую столовую и кухню. Дворик был отведен для тренировок гладиаторов. При раскопках здесь найдено большое количество предметов вооружения гладиаторов, а также 18 трупов взрослых и один скелет младенца в корзине — следствие трагической гибели города при извержении Везувия в 79 г. н.э.

Члены одной гладиаторской школы образовывали «фамилия гладиатория» (familia gladiatoria), обычно называвшуюся по имени хозяина. В скромных представлениях часто выступали представители только одной гладиаторской школы. Соответственно, бой проходил между товарищами одной «семьи». Только в играх, проводимых с большим размахом, участвовало несколько гладиаторских школ.

Подготовка гладиаторов складывалась из напряженных тренировок, хорошо сбалансированной диеты, массажа и постоянных медицинских обследований. В основном гладиаторов кормили ячменными продуктами, которые считались наиболее полезными для здорового и сильного тела. Из-за этого гладиаторов нередко называли насмешливым прозвищем гордеарии, то есть «питающиеся ячменем».

Обучение гладиаторов проводили доктора, большинство из которых в прошлом сами были гладиаторами. Обычно каждый такой инструктор был специалистом по подготовке только одного типа гладиаторов, например ретиариев или секуторов. Но встречались и профессионалы по двум-трем дисциплинам.

Гладиаторы тренировались на небольшой арене, обычно расположенной в центре гладиаторской школы. Тренировочное оружие было тупым и обычно, по крайней мере на начальных этапах, деревянным. Тренировочный щит (возможно, плетеный из прутьев) и деревянный меч весили вдвое больше настоящих, боевых образцов. Обучение начиналось с работы с деревянным столбом-манекеном (палус). Подобный подход использовался и в римской армии. Только затем переходили к тренировочным боям одного гладиатора с другим.

Обучение включало освоение не только технических навыков фехтования, но и психологическую подготовку. Например, многие гладиаторы из школы Калигулы были признаны плохими бойцами, так как не могли смотреть на атакующий их меч без рефлекторного зажмуривания.

От палуса происходит и название четырех рангов гладиаторов: примус палус (primus palus), секундус палус (secundus palus), терциус палус (tertius palus) и квартус палус (quartus palus). Однако известность и, соответственно, рыночная стоимость гладиаторов определялась в первую очередь победами в настоящих боях. Поэтому на каждого гладиатора имелся подробный архив записей, в котором отмечалось число его побед, поражений и, главное, сколько раз он получал высшую награду — лавровый венок. Эта информация указывалась в программе игр и на надгробных памятниках гладиаторов. Кроме того, каждому гладиатору после его первого боя выдавалась табличка (tessera gladiatoria), в которой указывалось его имя, хозяин, а также число боев и побед.

Поделиться ссылкой

Добавить комментарий