Потешки и прибаутки: в чем разница и как их придумывать - Стихи для детей

Потешки и прибаутки: в чем разница и как их придумывать

прибаутки 2 классПотешка, пестушка, прибаутка, небылица — все это малые жанры народного фольклора. Как отличить одно от другого?

Разбираемся сами и приводим тексты 40 народных прибауток. Школьникам — для уроков чтения, а малышам — просто так, для радости.

Отличие прибаутки от потешки и пестушки

Тексты всех этих трех жанров — короткие стишки. Пестушки (от слова пестовать, то есть нянчить, холить) сопровождают действия младенца: физические упражнения, гигиенические процедуры, поглаживания. Например:

Потягунюшки, порастунюшки,  В ножки ходюнюшки,  В роток говорок,  А в головку разумок.

Потешки — это игровые песенки для детей постарше, от 6 месяцев до 3 лет. Их главная особенность в том, что они сопровождаются игровыми действиями, движениями пальчиков, рук и ног. Потешки могут учить ребенка счету, поведению, соотношению размеров. Самые известные образцы жанра: «Сорока-ворона», «Идет коза рогатая», «Ладушки», «По кочкам, по кочкам». Эти и другие потешки собраны у нас на сайте:

И это далеко не все!

Прибаутки (от слова «баять», т.е. говорить, приговаривать) — это более сложные юмористические стишки и приговорки для детей. Главное их отличие от потешек в том, что они не связаны с игрой и определенными движениями. Прибаутка обычно имеет увлекательный сказочный сюжет. Часто это небылица, перевертыш, иногда — смешной диалог.

Русские народные прибаутки

прибаутки 2 класс

— Ах, как сладки гусиные лапки! 

— А ты их едал? 

— Нет, не едал, но мой дядя видал, как наш барин едал.

***

Ай, дуду, дуду, дуду!

Сидит ворон на дубу.

Он играет во трубу

Во серебряную.

Труба тóченая,

Позолóченная.

***

Анютины глазки

Купили салазки,

Сели, поехали,

К дедушке заехали:

- Дедушка, дедушка,

Что нам прикажешь?

- Садитесь в саду,

Играйте в дуду,

Чтобы бабушка вставала,

Курам зернышек давала.

***

- Кто ты будешь?

- Елизар.

- Куда едешь?

- На базар.

- Что везешь?

- Рожь.

- Что возьмешь?

- Грош.

- Что купишь?

- Блин.

- С кем съешь?

- Один.

- Не ешь один,

Не ешь один!

***

Лиса по лесу ходила,

Зво́нки песни выводила,

Лиса лычки драла,

Лиса лопатки плела.

Себе — двое,

Мужу — трое

И детишкам

По лаптишкам.

***

— Кисонька-мурысонька,

Ты где была?

— На мельнице.

— Кисонька-мурысонька,

Что там делала?

— Муку молола.

— Кисонька-мурысонька,

Что из муки пекла?

— Прянички.

— Кисонька-мурысонька,

С кем прянички ела?

— Одна.

— Не ешь одна! Не ешь одна!

Кисонька-мурысонька

Тили-бом! Тили-бом!

Загорелся кошкин дом,

Идёт дым столбом!

Кошка выскочила!

Глаза выпучила.

Бежит курочка с ведром

Заливать кошкин дом,

А лошадка — с фонарём,

А собачка — с помелом,

Серый заюшка с листом.

Раз! Раз!

Раз! Раз!

И огонь погас!

***

Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду…

Потерял пастух дуду.

А я дудочку нашла,

Пастушку я отдала.

— Ну-ка, милый пастушок,

Ты спеши-ка на лужок.

Там Бурёнка лежит,

На теляток глядит,

А домой не идёт,

Молочка не несёт.

Надо кашу варить,

Сашу кашкой кормить.

***

- Куда, Миша, едешь?

Куда погоняешь?

- Сено косить.

- На что тебе сено?

- Коров кормить.

- На что тебе коровы?

- Молока доить.

- На что тебе молоко?

- Ребят кормить.

***

Стучит, бренчит по улице:

Фома едет на курице,

Тимошка на кошке

По кривой дорожке.

- Куда, Фома, едешь?

Куда погоняешь?

- Еду сено косить.

- На что тебе сено?

- Коровок кормить.

- На что тебе коровы?

- Молоко доить.

- А зачем молоко?

- Ребяток кормить.

***

- Федул, что губы надул?

- Кафтан прожёг.

- Можно зашить?

- Да иглы нет.

- А велика дыра?

- Один ворот остался.

Я медведя поймал

- Я медведя поймал!

- Так веди сюда!

- Так не идёт.

- Так сам веди!

- Да он меня не пускает!

***

- Собака, что лаешь?

- Волков пугаю.

- Собака, что хвост поджала?

- Волков боюсь.

***

— Пеки блины.

— Рада бы пекла — 

да нет муки.

— Так и так пеки.

***

Сам на кобыле,

Жена на корове,

Ребята на телятах,

Слуги на собаках,

Кошки на лукошках.

***

Гуси в гусли,

Утки в дудки,

Вороны в коробы,

Тараканы в барабаны,

Коза в сером сарафане,

Корова в рогоже, всех дороже.

***

Как Марфуша для Петра

Наварила, напекла

Девяносто два блина,

Два корыта киселя,

Пятьдесят пирогов –

Не нашла и едоков.

Зайчишка-трусишка По полю бежал

Зайчишка-трусишка

По полю бежал.

В огород забежал,

Морковку нашел,

Капустку нашел, -

Сидит, грызет.

Ай! Кто-то идет!

***

Стоит град пуст, а во граде куст, 

В кусте сидит старец, да варит изварец.

И прибежал к нему косой заяц и просит изварец. 

И приказал старец безногому бежать, 

а безрукому хватать, 

а голому в пазуху класть.

- Бабушка Ульяна,

Где была? – Гуляла.

- Како чудо видала?

- Курочку–рябушку

С петушком на дрожках.

***

Из-за леса, из-за гор

Едет дедушка Егор.

Сам на кобылке,

Жена на коровке,

Дети на телятках,

Внуки на козлятках.

Съехали с гор,

Развели костёр,

Кушают кашку,

Слушают сказку.

***

По дворику хохлатка,

По дворику мохнатка

С цыплятами идет.

Чуть дети зазеваются,

Шалят и разбегаются,

Сейчас к себе зовет:

Кудах-кудах-кудах!

***

Наша-то хозяюшка

Сметлива была,

Всем в избе работушку

К праздничку дала:

Чашечку собачка моет языком,

Мышка собирает крошки под окном,

По столу котище лапою скребет,

Половичку курочка веничком метет.

***

Я умница-разумница,

Про то знает вся улица:

Петух да кошка,

Брат Ермошка

Да я сама немножко.

прибаутки 2 класс

- Ульяна, Ульяна,

Где ты была?

- В новой деревне.

- А что видела?

- Утку в юбке,

Курицу в серёжках,

Свинью в рогожке,

Не её дороже.

***

Уж ты, Васенька, дружок,

Ты не бегай на лужок,

На крутой на бережок.

Тебя мышка съест,

Либо ласточка,

Либо серенький волчок

Из-за кустичка,

Либо белая собачка

Из-под мостичка.

***

Вот совушка-сова –

Большая голова

На дереве сидит,

Головушкой вертит.

Во все стороны глядит

Да и всем говорит:

- Никто совушку не бьет

И за ушки не дерет.

***

Слетались все птицы:

Чечетки-сестрицы,

Кукушка-подружка;

Воробушек-шурин

Глазки прищурил;

Ворона-невеста

Села на место.

Только нет жениха.

Не позвать ли петуха?

***

Под кустом у дорожки

Сидели скоморошки.

Они срезали по пруточку,

Они сладили по гудочку.

Вы, гуды, гуды, гудите,

Малых деток веселите.

***

Скок-поскок!

Молодой дроздок

По водичку пошёл,

Молодичку нашёл.

Молодиченька

Невеличенька –

Сама с вершок,

Голова с горшок.

Молодичка-молода

Поехала по дрова,

Зацепилась за пенёк,

Простояла весь денёк.

Поросята полосаты

Села баба на клюку,

Поехала к старику.

Старик Корнил

Поросят кормил.

Поросята полосаты,

Они на небо глядят.

Они на небо глядят –

С неба звездочки летят.

С неба звездочки летят,

Рассыпаются,

Поросята полосаты

Разбегаются!

***

Поперек Москвы

Пролегли мосты:

Ехал барин-господин,

Таракана задавил.

Увидал, зарыдал:

«Я его не видал!..»

***

Посылали молодицу

Под горушку по водицу.

А водица далеко,

А ведёрко велико.

Наша Катя подрастёт,

Катя силы наберет,

Станет по воду ходить,

Вёдра красные носить.

***

Идет, идет петушок,

Набок колпачок,

Красная бородка,

Костяная головка,

Сам рано встает

И другим спать не дает,

На заборах сидит,

Больше всех кричит.

***

Ох, случилась беда:

Загорелась вода.

Проходил стороной

Солдат отставной.

Отставной солдат Тарас

От пожара речку спас,

Огонь затушил,

Себе славу заслужил:

«Тарас седой

Тушил воду бородой!»

***

Огуречик, огуречик!

Не ходи на тот конечик –

Там мышка живет,

Тебе хвостик отгрызет!

На дубу живет сова

На поляне – мурава,

На дубу живет сова,

Живет-поживает,

Скатерть вышивает:

Иголочкой тык-тык –

Не дотыкаивает;

Остренькою тык-тык –

Перетыкивает.

***

На болоте стоит пень,

Шевелиться ему лень.

Шея не ворочается,

А посмеяться хочется.

***

- Девица, девица,

Сходи за водицей!

- Рака боюсь!

Рак на болоте

В доску колотит:

Трах-тах-тах!

Страх, страх, страх!

***

По синю морю корабль бежит,

Серый волк на носу стоит,

А медведь паруса крепит.

Заюшка кораблик за веревку ведет,

Лисичка из-за кустика хитро глядит:

Как бы зайку украсть,

Как бы верёвку сорвать.

Как придумать потешку или прибаутку

Второклассникам часто задают сочинить собственную потешку или прибаутку по картинке. Предлагаем несколько советов.

  • Для потешки важны игровые движения. Возьмите за основу любую пальчиковую игру или известную потешку. Поменяйте в ней персонажей и текст, а движения оставьте. Например: не сорока, а белка, варила не кашу, а суп… И т.д.
  • Вообще потешкой может считаться любой короткий стишок. Главное — сохранить бодрый ритм, лаконичность, упоминать характерных для фольклора персонажей: зверей, птиц, членов семьи и детей с русскими именами.
  • Прибаутку написать еще проще. Главное, чтобы в ней было больше действий, чем описания, и законченный веселый сюжет. Прибаутка может быть и без рифмы (в этом случае хорошо сделать ее в виде диалога).
  • Как достичь комического эффекта? Сочетайте несочетаемое, переверните привычный ход вещей с ног на голову, заставьте героев делать то, что они никогда не делали. Эти приемы у народной прибаутки широко заимствует и детская поэзия («В огороде-то на грядке вырастают шоколадки…»).
  • Частые сюжеты прибауток: звери выполняют работу по хозяйству; все едут на странном транспорте (на курице, на клюке и т.д.); все играют на разных музыкальных инструментах; один персонаж выясняет у другого подробности какой-то странной ситуации.

Если вы с ребенком сочиняли свои потешки и прибаутки, делитесь ими в комментариях!

Tonje

25.09.2020

   Обсуждение на форуме ("связанная" тема)

ПОТЕШКИ И ПРИБАУТКИ: В ЧЕМ РАЗНИЦА И КАК ИХ ПРИДУМЫВАТЬ

https://sibmama.ru/pribautki.htm

🐷 - Ульяна, Ульяна,

Где ты была?

- В новой деревне.

- А что видела?

- Утку в юбке,

Курицу в серёжках,

Свинью в рогожке,

Не её дороже.

🎉 Потешка, пестушка, прибаутка — все это малые жанры народного фольклора. Как отличить одно от другого? Разбираемся сами и приводим тексты 40 народных прибауток. Школьникам — для уроков чтения, а малышам — просто так, для радости.

Nika'el

Мы с удовольствием играем в ладушки, а от сороки сжимает кулочки и все тут

А мы ещё такие потягушечки поем:

Потянушки-потягушки,

Кто тут сладкий на подушке?

Кто тут нежится в кроватке?

Чьи тут розовые пятки?

Это кто же тут проснулся,

Кто так маме улыбнулся?

И кого так любит мама?

Вот тут кто любимый самый!

А мой ни в какую в ладушки не играет. Не хочет. Ему нравится меня по ладошке хлопать, а я должна руку быстрее убрать.

Очень полезная тема для меня, спасибо

:give_heart:

Мы любим шагать по ступенькам со словами.

Со ступеньки на ступеньку

Я шагаю помаленьку,

Выше, выше я иду

Не боюсь что упаду.

Спасибо!! Здорово!!! Так приятно знать, что русский фольклор живет в ваших домах! Как раз хорошую книжку на эту тему купила с потешками русскими! Вижу, что сын с удовольствием погружается в них!

мы тоже часто в ладушки играем,а когда гуляем, на качельках качаемся, я сыну потешки разные проговариваю!

моему малышу нравится когда играем в ладушки с ним, и гульки когда на головку прилетели, а вот сороку-белобоку не понимает пока, пальчики не хочет загибать

спасибо огромное за статью,очень полезно и занимательно)))

Возможно, вам будет интересная новая статья, размещенная на нашем сайте:

Приемы детского самомассажа

Нам такая тоже очень нравилась

ЖрдщзЖ

,а еще любим эту:

(загибаем пальчики)

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик лёг в кровать,

Этот пальчик лишь вздремнул,

Этот пальчик уж заснул.

Этот крепко, крепко спит.

Тише! Тише, не шумите!

Солнце красное взойдёт,

Утро ясное придёт.

Будут птички щебетать,

Будут наши пальчики вставать!

(пальчики разгибаются)

нам нравилось про животных

Скрытый текст:

Купим мы, бабушка, себе курочку. (2 раза) (1) Курочка по зернышку: Кудах-тах-тах. (2) Купим мы, бабушка, себе уточку. (2 раза) Уточка: Та-та-та-та, Курочка по зернышку: Кудах-тах-тах. Купим мы, бабушка, себе индюшонка, (2 раза) Индюшонок фолды-болды, Уточка та-та-та-та, Курочка по зернышку кудах-тах-тах. Купим мы, бабушка , себе кисоньку, (2 раза) А кисонька мяу-мяу, Индюшонок фолды-болды, Уточка та-та-та-та, Курочка по зернышку кудах-тах-тах., Купим мы, бабушка, себе собачонку, (2 раза) Собачонка гав-гав, А кисонька мяу-мяу, Индюшонок фолды-болды, Уточка та-та-та-та, Курочка по зернышку кудах-тах-тах., Купим мы, бабушка, себе поросенка, (2 раза) Поросенок хрюки-хрюки, Собачонка гав-гав, А кисонька мяу-мяу, Индюшонок фолды-болды, Уточка та-та-та-та, Курочка по зернышку кудах-тах-тах., Купим мы, бабушка, себе коровенку, (2 раза) Коровенка муки-муки, Поросенок хрюки-хрюки, Собачонка гав-гав, А кисонька мяу-мяу, Индюшонок фолды-болды, Уточка та-та-та-та, Курочка по зернышку кудах-тах-тах. Купим мы, бабушка, себе лошаденку, (2 раза) Лошаденка нуки-нуки, Коровенка муки-муки, Поросенок хрюки-хрюки, Собачонка гав-гав, А кисонька мяу-мяу, Индюшонок фолды-болды, Уточка та-та-та-та, Курочка по зернышку кудах-тах-тах. На курочку – руки складываем щепотью и показываем, как клюет курица, на уточку – ладонь руки проводим волнообразно, словно плывет уточка, на индюшонка – руки в боки, поворачиваемся налево и направо. на кисоньку – как кошка умывает усики, На собачку – руки к голове как уши и машем ими на поросенка – руки в кулаки, приставляем к носу и слегка вращаем, обозначая пятачок, на коровку – делаем вид, что бодаемся, показывая рога, На лошаденку - руками изображаем езду на лошади.

сын потешки просит повторять по несколько раз. очень нравятся.

Один из эффективных способов развития речи дошкольника - использование устного народного творчества. Потешки, приговорки, попевки нравятся детям самого младшего возраста: прислушиваясь к словам потешек, их ритму, мотиву, они начинают играть в ладушки, прихлопывают, притопывают, приплясывают. Это не только забавляет и радует малышей, но и развивает!

Потешки и попевки для дошколят

А мне вот такая статья интересная попадалась про пестование

Скрытый текст:

В древности детей пестовали. Это сейчас их воспитывают, взращивают, обучают и обихаживают… Пестование, чтоб вы знали, — это целый процесс настройки родителей на биоритмы ребенка и настройки ребенка на биополе Земли. Оказывается, все старославянские “игры для самых маленьких” (типа “сороки-вороны”, “трех колодцев”, “ладушек”) — и не игры вовсе, а лечебные процедуры на базе акупунктуры. Пока в столицах разрабатывают “новоавторские” или заимствуют западные методики, провинция возвращается к истокам. О том, как правильно “пестовать” малышей, чтобы росли здоровыми и сильными, рассказала начальник отдела семейного воспитания самарского центра Елена БАКУЛИНА. То, что хорошо для младенца, иногда может помочь и взрослому. Попробуйте. Пестование Если вы ребенка просто пеленаете, моете и кормите — это вы за ним ухаживаете. Если вы говорите при этом нечто вроде: “Ах ты мой сладкий! Давай-ка эту ручку сюда, а вот эту — в рукавчик. А теперь мы наденем памперс” — это вы его воспитываете: ибо человек должен знать, что его любят, с ним общаются и вообще пора когда-нибудь начать разговаривать. А вот если вы, умывая дитятю, произносите пестушку вроде: Водичка, водичка, Умой мое личико - Чтоб глазки блестели, Чтоб щечки горели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок. А делая массаж или зарядку, приговариваете: Потягушки-потягунюшки, Поперек толстунюшки. Ноженьки — ходунюшки, Рученьки — хватунюшки. В роток — говорок, А в головку — разумок… Так вот, если вы пичкаете ребеночка этими приговорками-пестушками, то вы устанавливаете ритм, включаетесь в общий энергетический поток земли. На земле все подчинено определенным ритмам: дыхание, кровообращение, выработка гормонов… День и ночь, лунные месяцы, приливы и отливы. Каждая клеточка работает в своем ритме. На том, кстати, и строятся заговоры от болезней: ведуны ловят “здоровый ритм” и подстраивают под него больной орган. Так что на каждую болячку — свой стих. Современный городской человек из природных ритмов выбит, он отгораживается от них, а бунтующий организм успокаивает таблетками. Сорока-ворона На ладошках и на стопах есть проекции всех внутренних органов. И все эти “бабушкины сказки” — не что иное, как массаж в игре. Круговые движения взрослым пальцем по детской ладони в игре “Сорока-ворона кашу варила, деток кормила” стимулируют работу желудочно-кишечного тракта у малыша. На центре ладони — проекция тонкого кишечника; отсюда и надо начинать массажик. Затем увеличивайте круги — по спирали к внешним контурам ладони: так вы “подгоняете” толстый кишечник (текст надо произносить не торопясь, разделяя слоги). Закончить “варить кашу” надо на слове “кормила”, проведя линию от развернувшейся спирали между средним и безымянным пальцами: здесь проходит линия прямой кишки (кстати, регулярный массаж между подушечками среднего и безымянного пальцев на собственной ладони избавит вас от запоров). Дальше — внимание! Все не так просто. Описывая работу “сороки-вороны” на раздаче этой самой каши деткам, не стоит халтурить, указывая легким касанием “этому дала, этому дала…” Каждого “детку”, то есть каждый пальчик вашего младенца надо взять за кончик и слегка сжать. Сначала мизинчик: он отвечает за работу сердца. Потом безымянный — для хорошей работы нервной системы и половой сферы. Массаж подушечки среднего пальца стимулирует работу печени; указательного — желудка. Большой палец (которому “не дала, потому что кашу не варил, дрова не рубил — вот тебе!”) не случайно оставляют напоследок: он ответственен за голову, сюда же выходит и так называемый “легочный меридиан”. Поэтому большой пальчик недостаточно просто слегка сжать, а надо как следует “побить”, чтобы активизировать деятельность мозга и провести профилактику респираторных заболеваний. Кстати, эта игра совершенно не противопоказана и взрослым. Только вы уж сами решайте, какой пальчик нуждается в максимально эффективном массаже. Ладушки Хироманты (это люди, которые гадают по ладони) зажатый кулак или большой палец, “запрятанный” в кулаке, считают признаком слабоумия либо полного истощения жизненной энергии. “Потому-то, — говорят они, — у младенцев всегда сжаты кулачки. А по мере того как дитя взрослеет и набирается ума, кулачок раскрывается”. Не исключено, что существует и обратная взаимосвязь. Ведь утверждают же и психологи, и неврологи, что мозговая деятельность соотносится с мелкой моторикой (мелкими движениями пальцев). Так что вполне вероятно, что, если ладошка научится раскрываться, то и головка активнее начнет работать. Тонус мышц и быстрое раскрытие ладошки легче всего нарабатываются при прикосновении к круглой поверхности… К собственной ладошке, к голове или к маминой руке. Для того, должно быть, славянские волхвы и придумали игру в “ладушки”. - Ладушки, — говорите вы, — ладушки. — И выпрямляете пальчики малыша на своей ладони. - Где были? У бабушки!- соедините его ручки ладошка к ладошке. - Что ели? Кашку! — хлопнули в ладоши. - Пили простоквашку! — еще раз. - Кыш, полетели, на головку сели! — это самый важный момент: малыш прикасается к своей голове, раскрывая ладонь на круглой поверхности. Понятно вам теперь, почему игра называется “ладушки”? Да потому что она налаживает работу детского организма. И, спорим, вы никогда не задумывались о происхождении слова “ладонь”? Центр наладки! Три колодца Это, пожалуй, самая забытая из “лечебных игр”. Тем не менее она — самая важная (если, конечно, вы не намерены с детства начать пичкать своего потомка антибиотиками). Игра строится на “легочном меридиане” — от большого пальца до подмышки. Начинается с поглаживания большого пальца: - Пошел Ивашка за водою и встретил деда с бородою. Тот показал ему колодцы… Дальше следует слегка надавить на запястье, прямо на точку пульса: - Здесь вода холодная, — нажав на эту точку, мы активизируем иммунную систему. Профилактика простуды. Теперь проведите пальцем по внутренней поверхности руки до локтевого сгиба, надавите на сгиб: - Здесь вода теплая, — мы регулируем работу легких. Пошли дальше, вверх по руке до плечевого сустава. Чуть-чуть нажмите на него (мы почти закончили “массаж легких”): - Здесь вода горячая… - А тут кипяток! — Пощекочите карапуза под мышкой. Он засмеется — а это само по себе хорошее дыхательное упражнение. Начинайте прямо сейчас. В мерзко-простудную осеннюю погоду такие игры весьма кстати: и развлечение, и профилактика от гриппа.

Увидели ошибку?

выделите фрагмент текста мышкой и нажмите "ctrl+enter"ошибки в отзывах пользователей не исправляются

Слово «пестушки» произошло от слова «пестовать», то есть нянчить, растить. Русские традиции и обычаи воспитания детей включают богатый и уникальный опыт пестования младенцев. Но в современных семьях редко можно встретить пестушки, их заменили современные развивающие игрушки, аудиодиски, детские обучающие видеофильмы и карточки для запоминания слов, букв и цифр с пеленок. А зря. Ведь пестушки – это отточенный веками и проверенный многими поколениями метод развития младенца.

Можно встретить такое мнение, что пестушки устарели, и нужны только «для сдачи экзамена в педагогическом колледже или вузе» или для того, чтобы просто занять младенца, поставив ему аудиодиск с народным детским фольклором. Какое ошибочное мнение!!! Потеря культуры пестования младенца привела и приводит к росту количества детишек с проблемами в развитии, к увеличению числа детей с отставанием в развитии речи (в том числе и с нарушениями звукопроизношения), к росту количества малышей, не говорящих и в год, и в два года.

Что же дают пестушки маме и малышу? От чего мы отказываемся, не используя пестушки в уходе за младенцем? И почему же мы не ценим накопленный веками опыт наших предков? Потому что, наверное, уже забыли, зачем нужны пестушки — нужны в первую очередь младенцу, но нужны  и маме малыша? Об этом я и хочу рассказать в этой статье.

Pestushki - russkie traditcii

Пестушки – это маленькие фольклорные произведения (стишки, песенки), в которых выделяют две главные особенности:

  1. Ритмичная, с четким произнесением звуков и слогов и с  утрированным протягиванием гласных звуков речь мамы или бабушки.
  2. Действия мамы –  поглаживание ручек и ножек малыша, массаж, покачивание ребенка – которые дают новые тактильные ощущения младенцу.

В пестушках в отличие от потешек нет активных действий самого ребенка. В них ребенок только «принимает» то, что «дает» ему мама.

Что же дают пестушки малышу?

1.Эмоциональный диалог с мамой.

Мамин голос знаком ребенку с периода внутриутробного развития. Современные исследования свидетельствуют, что совсем крохотные малыши отличают голос мамы от голосов других людей и разнообразных звуков. При этом именно голос мамы вызывает у них максимальную активность – зрительную, слуховую, двигательную. Поэтому очень важно, чтобы пестушки произносил не голос диктора с аудиодиска, а голос мамы. И маму для ребенка не заменит никто!

Ведя в пестушках диалог с малышом с первых дней его жизни, мама закладывает предпосылки для полноценного развития речи и речевого общения. Кроме того, она налаживает эмоциональный контакт с ребенком, от которого будет зависеть, насколько быстро и успешно будет развиваться малыш.

2.Развитие движений у ребенка, обогащение двигательного опыта малыша и его тактильного опыта.

Пестушки сопровождаются движениями тела младенца, массажем. Эти тактильные ощущения очень важны для развития младенца! Чем более они разнообразны, тем лучше развивается ребенок!

3.В пестушках мама говорит с малышом именно таким языком, который им наиболее хорошо воспринимается ребенком и который стимулирует развитие речи малыша:

  • Мама тянет гласные звуки, и ребенок начинает выделять их из речевого потока: «Потягуууууууууунюшки, порастууууууууунюшки», «Ай – да – дааааааа! Ай – да – даааааааа!» Фактически этот способ говорения с ребенком говорит малыша к его собственным первым попыткам речевой активности – гулению, гуканью, лепету, стимулирует его вслушивать в речь взрослых, а затем и повторять за мамой звуки и слоги. Следующим этапом таких диалогов будет уже перекличка, когда мама тянет звук или слог, а малыш его будет повторять. А потом мама прислушается к звукам, которые говорит малыш и тоже станет их повторять за ним.

Вот как это было раньше – вспоминает Карпова Нина Леонтьевна (Лешуконский район Архангельской области):

«Маленький ребенок не говорит, а все понимает. Он глазками показывает, смотрит внимательно и слушает, и все-все понимает. И с ним разговариваешь: «дай-дай-дай! Ба-ба, ба-ба, ба-ба, ба-ба! Ма-ма, мА-ма, мА-ма! Па-па-па-па-па-па!» — чтоб он эти слова уже мог выговариать. Он уже умишком смекает, он уж начинает: «Ба, ба, ба,ба…». А разговаривать с ребенком не будешь, так он, конечно, долго не будет говорить».

  • Речь мамы в пестушках ритмична. А ведь как легко дети запоминают ритмичные стихи и песенки! (и не только на родном, но и на других языках)
  • Слоги и звуки в пестушках часто повторяются, что опять же помогает малышу вслушиваться в них и быстро запоминать.
  • В пестушках можно менять интонацию речи: то вопрос, то ответ, то сердито, то ласково, то весело, то низким голосом, то высоким. Именно тон, тембр, интонацию ребенок в первую очередь выделяет из речевого потока.

4.В пестушках мама «программирует» счастливое будущее малыша, проговаривая это вслух, настраивает себя на то, что жизнь ребенка сложится удачно и желает этого своему сыну или дочке. Это тоже очень важный психологический момент.

Как же наши бабушки и прабабушки, наши предки использовали пестушки? Как они пестовали малышей?

Пестушка для умывания.

Умывая младенца, приговаривали:

«Свята-Божья водичка,

Умой Боре личико:

Чтоб глазки блестели,

Чтоб щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок!

Чтобы у Бори головка была кругленькая-кругленькая!

Как с гуся вода, так и с Бори вся худоба!

Чтоб ты жил и никогда не хворал!

Расти большой и будь умнОй!»

Пестушки для купания.

Произнося слова пестушек, малыша гладили по спинке, по животику, вдоль ручек и ножек, по головке, лили на него водичку.

1.Вспоминает Болдина Татьяна Иосифовна (р. 1926 г.), Белгородская область:

«Ну вот, давай купаться, детка. Сейчас я тебя буду купать. Ну-ка давай ручки растянем, ножки вот так выпрямим. Давай водичкой тебя польем, будет тебе тепло, хорошо. Вот такая у нас будешь большая, красивая, такая румяная, щёчки как булочки – вот такая пригожая. Ну, давай, внученька, давай, Танечка. Вот умница какая. Лежит послушно… Какая разумница у меня, глядит глазками весело. Посидела в лоточке, а теперь мы тебя чистой водой обмоем. Вот так:

С гоголя вода,

с гоголихи – вода,

А с рабы Божьей Танечки –

вся тягота!

Водичка – под полОк,

А Танечка – на полОк.

Водичка – ниже.

А Танечка – выше!

Вот послушница! Помылась, давай убираться».

2.Когда младенца мыли в бане (Архангельская область), то всегда приговаривали. Сначала положат малыша на колени и начинают ручку с ножкой сводить и так разминают: «Ручки-грабУльки! Ножки – ходУльки!». Потом малыша растирали, говоря: «Моется, парится, спать собирается – на сон, на покой, на счастье, на здравие, ему спать по ночам, расти по часам». А когда обливали из ковшика, то говорили: « С гоголя вода, с лебедя вода, а с тебя вся худоба! На сон, на здоровье, на велику Божью милость, на родительскую радость! Отойди, вся боль и скорбь, в темную ночь!»

Пестушки для гимнастики и массажа младенца.

1.Когда малыш лежит на спине, его надо взять за ножки (за щиколотки) и в ритм пестушки стучать ножку об ножку:

Скок, скок, скок.

Побежали на мосток.

Побежали на мосток.

Потеряли сапожок.

2.Делаем ручками ребенка движения «как машут крыльями уточки». После этого  кладем ручки на головку малышу.

Кши, кши, сороки!

Кши, кши, белобоки-

Полетели, полетели,

Ване на головку сели!

Сели, посидели,

Песенки попели

И дальше полетели!

Гуси прилетели,

На головку сели.

Сели,посидели.

Песенки запели.

И опять полетели!

3.Сажаем ребенка на колени и качаем, словно он едет по кочкам. Затем колени раздвигаем и ребенок «падает в ямку» (придерживая за ручки, сбрасываем вниз малыша)

По коч-кам, по коч-кам,

По маленьким вершоч-кам.

 В ямку – бууууууух!

А там петух!

Мы ехали, мы ехали

За грецкими орехами

По кочкам, по кочкам,

По маленьким пенечкам.

В ямку – бууууууух!

4.Постукиваем своими пальцами по пяточками младенца в ритм словам пестушки:

Кую-кую-ножку!

Поеду в дорожку!

Куй, куй, чеботок!

Подай, Ваня, молоток!

5.Легонько крутим голову ребенка то направо, то налево и приговариваем слова пестушки:

Кудели, кудели.

Кудели, кудели.

На печи сидели.

Куда Таню (имя ребенка) дели?

Кудели, кудели,

Головушкой вертели!

Кудели, кудели

Пряли две недели!

6. Разводим медленно ручки малыша в стороны, потом перекрещиваем на груди:

«Тяяяяниииии хоооолстыыыы! Тяяяяниииии хоооолстыыыыыы! Тяяниии, потяяяягивай! Поперек поклаааадывай!»

7.Двигаем ножки ребенка к себе и от себя, когда он лежит на спинке (можно делать движение «велосипед»)

Дери-дери-дёрка!

Едет Егорка!

На серенькой лошадке,

В новой шапке.

С бородой. С усами!

Дери-дери-ногами!

8.Когда малыш учится переворачиваться со спины на бок и на живот, то делают упражнение «Каты-покаты». Малыш лежит на спинке. Его легко покатывают-поворачивают с боку на бок то в одну, то в другую сторону.

«Каааааты-покааааты. Женихи богаааты! Каааты-катышооок! Андрей – женишооооок!»

9. Постукиваем по спинке ребенка и говорим:

Что в горбу?

— Денежки.

— Кто наклал?

— Дедушка.

— Чем черпал?

— Ковшичком.

— Дай-ка мне! Дай-ка мне!

10. Упражнение с первых дней малыша. Мама гладит ребенка по бокам от подмышек до пяточек, затем гладит ножки, ручки и поглаживает головку. В ответ на это младенец рефлекторно потягивается, распрямляет ножки и ручки. Говорим пестушку, гладя малыша и протягивая гласные звуки.

Потягууууууунюшки. Порастууууууунюшки!

А в ножки – ходууууунюшки. А в ручки – хватуууууууунюшки!

А в роток – говороооооооок! А в головку – разумоооооооок!»

Тяги-тяги-потягууууушеньки!

На Катюшу порастуууууушеньки!

Расти, доченька,здороооооовая!

Как яблонька садооооовая!

11. В пестушке «Мешу тесто» очень ласково и осторожно «переваливаем» голову малыша с ладони на ладонь.

Мешу, мешу тесто!

Есть в печи место!

Пеку, пеку, каравай!

Головоньку валяй, валяй!

12.В следующей пестушке ручки ребенка двигают к себе и от себя.

Трататаааа! Трататааааа!

Пожалуйте решетаааа!

Мучки посейте, пирожки затейте!

Ай-тпруки-тпруки-тпруки!

Я насеяла муки!

Замесила пироги!

На пшеничных дрожжах!

Не удержишь на вожжах!

Тпрушечки-потрушечки.

Испекли ватрушечки!

Ватрушечки-колобушечки!

Нашему Андрюшечке!

13. В такт пестушке легонько стучат то ладошкой, то локотком малыша по столу:

Ай-тукиии-тукиии-тукиии.

Застучали молоткиииии!

Застучали молоткиииии!

Заиграли в локотки!

Тук-тук-ло-ко-ток!

Скоро Машеньке годок!

14. Когда малыш лежит на спинке и гулит, то наклоняются над ним так, чтобы он сосредоточил взгляд на мамином лице и говорят четко, протягивая гласные (приговаривая, гладят малыша):

Гули-гули-гулёёёёёночек!

Гули-гули-голубёёёёночек!

Пой, пой, хорооооошенький!

Хорошенький. Пригоооооженький!

Чтоб был здоровёёёшенький!

15. Когда малыш лежит на спинке, гладят его животик по часовой стрелке и приговаривают:

Хорошеньким хорошок!

Пригоженьким пригожок!

Стройненьким стройняшок!

Родненьким родняшок!

Ой ты мой, сыночек – пшеничный колосочек!

Лазоревый цветочек, сиреневый цветочек!

16. Когда младенец лежит на спине, «переступают» его ногами по кроватке:

Эх, топни, нога!

Топни, правенькая!

Как Катюша хороша-

Наша маленькая!

Топ-топ-топ, топ-топ-топ!

Всем мамам, бабушкам, педагогам очень советую познакомиться с книгами Ботяковой О.Ю. «Мамин массаж с потешками» и Науменко Г.М. «Народная мудрость и знания о ребенке». В них Вы найдете много пестушек для детей раннего возраста.

Приговорки, пестушки, потешки были тесно связаны с традициями и обычаями русского народа. На первом  году жизни ребенка такими знаменательными событиями были первый зуб и первый шаг.

Когда взрослые видели у малыша первый зуб, то они говорили:

Расти-расти, зубок.

Твердый как дубок!

И обязательно покупали подарок, чтобы зубки росли крепкими. Во Владимирской области кто первый увидел зубок, тот покупал любой беленький материал на рубашечку для младенца. В Архангельской области тот, кто первый ощупал первый зубок, дарил поясок для рубахи. Пекли пирог под названием «зубок», а гости приносили пряники, калачи, пироги. В Вологодской области на первый зубок покупали серебряную ложечку.

А вот как стимулировали малыша к первому шагу. Вспоминает Справцева Харитина Ивановна (р. 1912 г) Брянская область:

«Когда ребенок впервые встает на ножки, говоришь:

Ай, дыбочки-дыбОк,

Скоро мальчику годок!

Вставай-ка дыбок,

Достанешь потолок.

Вставай и повыше,

Достанешь до крыши!

И зовешь его к себе, чтобы он пошел: «Ну-ка дыбоньки, ходи, дыбоньки! Ну-ка ножками дыбоньки! Ну давай, миленький, хорошенький, пригоженький!» И целуешь его тогда, и милуешь, и ласкаешь, и вкусненькое ему даешь. Это как он тольлко чуть ступнёт. И обязательно купляешь обновку ему, обновку-обувку какую-то на ножки там, чтобы становился на ножки и бегал по дорожке».

А девочке говорили по-другому. Вспоминает Болдина Татьяна Иосифовна, Белгородская область (р.1926):

«Ну-ка, Танечка. Встала. Давай постоим на ножках. Ну-ка дыбкИ-дыбкИ-дыбкИ! Можешь стоять дыбки. Потом ножкой переступать. Как будем ходить? Давай пробуй, пробуй. Раз, два…ой-ой-ой, упала! Ну ничего. Ну-ка вставай! Обратно дыбочки. Ой. Умница. Ну, какая умница! Скоро будешь бегать у нас:

«Ай. дыбОк, дыбОк, дыбОк.

Завтра Танечке годок!

Купим Танечке платок!

Во всю голову цветок!»

Когда малыш начинал ходить, то его первые шаги сопровождали действием «снятия пут», чтобы дать малышу возможность «ходить шибко и скоро». Для этого взрослые делали между детскими ножками движение, имитирующее разрезание, отчего действие и называлось «путы резать». Также делали и в тех случаях, когда младенец долго не начинал ходить.

Вспоминает Васькина Клавдия Петровна (р.1927), Волгоградская область: «Глядь! Наш Ваня ходит! Ну-ка давай первый шажок делай! – Только он шагнул, а ему между ног ножом по земле раз-крест. – Ну. Всё, перерезали Ване путы. Теперь он пойдет, будет бегать, будет крепко на ножках стоять. Ходи, Ваня!»

Завершалось младенчество пострижИнами. Так назывался обряд первого подстригания ребенка, который происходил, когда малышу исполнялся год. Это время неслучайно, т. к. именно в год у ребенка появляются очень важные человеческие качества – речь и ходьба. А вот нестриженость – признак природы – животные, домовые, лешие. До года малыша не стригли, а снятие волос рассматривали как признак принадлежности к миру людей. Во время пострижин малыша сажали на овчину, которую выворачивали мехом вверх. Стригли малыша или крестные родители, или повивальная бабка, или отец, но не мать. Сначала выстригали крест, а потом стригли оставшиеся волосы. Затем на ребенка надевали новую рубаху, крестик и подпоясывали. Если до обряда малыш был предметом забот взрослых, то после него он был уже активным существом. После пострижин малыш считался человеком, который мог самостоятельно перемещаться, есть, понимал речь и говорил. Младенчество закончилось.

Нужны ли нам знания этого опыта предков? Будут ли наши дети, внуки и правнуки пестовать своих малышей? Чем интересны для Вас пестушки? Приглашаю обсудить это в комментариях.

Коллекцию пестушек Вы можете найти в видеоролике «Пестование младенцев» в моей статье «Месячный ребенок»

Получите  НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС  С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Автор курса - Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта "Родная тропинка"

audiokurs-razvitie-rechi

pestushki

Пестушки — это один из древнейших жанров русского народного фольклора для детей младенческого возраста. Это короткие стишки и песенки, которыми мама сопровождает физические движения, упражнения, способствующие развитию малыша.

Слово «пестушки» произошло от слова «пестовать», то есть нянчить, растить. В русских традициях и обычаях воспитания детей есть богатый и уникальный опыт пестования младенцев.

Пестушки – это многовековой метод развития младенца, проверенный многими поколениями. Они дают эмоциональный диалог с мамой, развивают движения у ребёнка, обогащают его двигательную активность и тактильные ощущения. В пестушках мама говорит с малышом именно таким языком, который наиболее хорошо воспринимается ребенком, и который стимулирует развитие речи малыша. Проговаривая пестушки, мама как бы «программирует» счастливое будущее малыша, говоря об этом вслух.

Пестушки отличаются от потешек тем, что в потешках создаётся игровая ситуация, предусматривающая осознанную ответную реакцию ребёнка. Классический пример — «Ладушки», «Сорока-ворона».Разница между пестушками и потешками есть, но она незначительна.

Потягушки

***

Потягушеньки,Порастушеньки,В ножки — ходушеньки.В роток — говорок,А в голову — разумок.

***

Потягунюшки —Порастунюшки,Поперёк — толстунюшки,А в ножках — ходунюшки,А в ручки — хватунюшки,А в роток — говорок,А в голову — разумок.

***

Вдоль — растушки,Поперёк — толстушки,Ручки — берушки,Ножки — бегушки,Глазки — смотрушки,Роток — говорок.

***

На кисоньку потягушеньки,На Петеньку растушеньки.

Умывание

***

На заре в лесу спросонокУмывается ежонок.Мать-ежиха таз берёт,Мордочку ежонку трёт.

***

Водичка-водичка,Умой моё личико,Чтобы глазки блестели,Чтобы щечки краснели,Чтоб смеялся роток,Чтоб кусался зубок.

***

Вода текучая, дитя растучее,С гуся вода, с тебя худоба,Вода — книзу, дитя — кверху.

Носик

***

Носик с носиком встречалсяНосик носиком бодался.А потом «привет» сказал,Носик весь зацеловал!

***

Носик, носик, носопырка –Справа дырка, слева дыркаА на кончике звоночек,Сам звенит, когда захочет.

Щечки

Щечки, сладенькие щечкиНежные, как лепесточки.Щечка – раз и щечка – два!Целовать давно пора!

Ушки

***

Это что за две ракушкиНа головке по бокам?Это маленькие ушки:Ловят звуки тут и там!

***

Все прекрасно слышат ушки,Наши ушки-непослушки!Когда глазки крепко спят,Ушки маму сторожат.

Волосики

Косики-колосики,Отрастут волосики!Вымоем их мыломИ причешем мило.

Голова

***

«Да-да-да!»:Вверх и вниз киваем.«Нет-нет-нет!»:В стороны мотаем.Чем же вертим мы с тобой?Ну, конечно, головой!

***

Прилетел к нам ангелочекСел на правый наш носочекПокачался и взлетел –На головушку присел.

Глазки

Прилетела к нам синичкаСела Ване на ресничкиКрыльями закрыла глазки,Чтобы снились Ване сказки.

Шея

Стану я немножко выше —Всё на столике увижу!Потянусь, достать сумею…А пока тяну я шею.

Плечики

Есть у человечикаДва красивых плечика.Когда чего-то мы не знаем,Мы плечиками пожимаем!

Пальчики

***

Большому дрова рубить (большой пальчик),А тебе воды носить (указательный пальчик),А тебе печку топить (безымянный пальчик),А тебе песни петь (мизинчик).Песни петь для плясать,Родных братьев потешать!

***

Вот пальчик первый — он большой.Указательный — второй.Третий пальчик — средний.Четвёртый — безымянный.А пятый — мизинчик,Он маленький, румяный.

***

— Пальчик-мальчик,Где ты был?— С этим братцем в лес ходил.С этим братцем щи варил.С этим братцем песни пел.С этим братцем кашку ел.

***

Этот пальчик — дедушка,Этот пальчик — бабушка,Этот пальчик — мамочка,Этот пальчик — папочка,Этот пальчик — я,Вот и вся моя семья!

Ручки

Наши ручки столько могут:Брать, бросать, держать и трогать!Под Антошкину гармошкуРучки — хлопают в ладошки.А под «Маленьких утят» —Дружно крякнут и взлетят!

***

Ручки-ручки, все хваталкиКрепко маму обнималки,Мы потянем ручки вверх,Скоро дорастем до всех!

Ножки

***

Ходим ножками: топ-топ,Скачем-прыгаем: прыг-скок!Бегаем, танцуем —Ножки тренируем!

***

Ножки-ножки, топотушки!Попрыгушки, побегушки.Ножки сильными растут,Скоро быстро побегут!

***

— Эй, кузнец-молодец!Расковался жеребец.Ты подкуй его опять!— Отчего ж не подковать!Вот гвоздь, вот подкова.Раз! Два! И готово!

***

Кую, кую ножкуНа дальнюю дорожку,Надо коника ковать,Чтоб далёко ночевать.

***

Большие ногиШли по дороге:То-оп, то-оп, то-оп.Маленькие ножкиБежали по дорожке:Топ-топ-топ,Топ-топ-топ,Топ-топ-топ.

***

Ножки, ножки,Куда вы бежите?В лесок, по мошок —Избу мшить,Чтоб не холодно жить.Ножки, ножки,Куда вы бежите?В лесок, во борок,Грибы, ягоды собиратьДа Ванюшу угощать.

***

Попляши, да попляши,Твои ножки хороши.

Пятки

Пятки, розовые пятки,Поиграем с мамой в прятки!Мама спряталась: ку-ку!Я найти ее смогу!

Животик

***

Всё, что кушает наш ротик —Попадает к нам в животик!А животик будет сытым,Если кушать — с аппетитом!

***

Этот мягонький животикПодарил нам бегемотик!Если пузик целовать,Малыш будет хохотать.

Спинка

***

Чтобы стройной спинке быть,Про усталость чтоб забыть —День с разминки начинай,Ну а ночью — отдыхай!

***

Есть у ежика щетинка,Наша гладенькая спинка!Вот бежит сороконожка –Это мамина ладошка.

***

Вьюшки, вьюшки,Вьюшки,вью,Колотошки колочу.Колотушки колочу,Приколачиваю!

***

— Горбок! Горбок!Что в горбу?— Денежки!— Кто дал?— Дедушка.— А много ли?— Сто рублей!

Попка

Мы на попку сядем,Куколку нарядим:Вот на шею — бусики,А на попку — трусики!

Игры на подушках

***

Тушки, тутушки,Сели на подушки.Пришли подружки,Столкнули с подушки!

***

Тюшки, тютюшки!Веселы ли душки?Подниму до́чушкуНа крутую го́рушку,Бух! Покатились —С горки свалились!

***

Тушки, тутушки,Сели на подушке,Пришли подружки,Столкнули с подушки.Подниму до́чушкуНа крутую го́рушку.

Что такое «пестушка» и как она помогает в воспитании ребенка?

Очень часто рутинные занятия, повторяющиеся изо дня в день, утомляют родителей. Безусловно, можно пригласить на дом массажиста или прогуляться с малышом на массаж, но ничто не заменит маминых рук. Чтобы это приносило радость обоим, мы предлагаем делать зарядку с пестушками. Слово «пестушки» образовано от глагола пестовать – няньчить, носить на руках, заниматься.

Пестушки – это короткие ритмизированные песенки, сопровождающие действия взрослого по уходу за ребенком. И если колыбельная песня поется перед сном для успокоения ребенка, то пестушка – в момент пробуждения, дневного бодрствования и предполагает активное взаимодействие взрослого и малыша.

При пестовании чудесным образом соединяется тактильный и эмоциональный контакт со словом и передаваемым им эмоциональным образом. Самое важное, что ребёнок ощущает части своего тела в живом контакте с руками матери, в тесном эмоциональном взаимодействии с ней. Дети, не получившие этот опыт телесно-тактильного взаимодействия, впоследствии испытывают «тактильный голод», ластятся к педагогам, обнимают мягкие игрушки.

Что такое «пестушка» и как она помогает в воспитании ребенка?, image #1

Начнем мы с общих движений.

Малыш проснулся или, напротив, залежался и раскапризничался, а мы ему поможем, положим его на спинку, поймаем его взгляд глаза в глаза, улыбнемся и начнем зарядку. Погладим его вдоль всего тельца сверху вниз, приговаривая:

Потягунушки,
А в головку – разумок (поглаживаем по голове).
А в роток – говорок, (дотрагиваемся до ротика малыша)
А в ручки – хватунушки, (даем малышу схватиться за пальчики и потягиваем к себе)
А в ножки – ходунушки, (постукиваем по стопам)
Поперёк толстунушки,
Потягунушки,

Так в игре с мамой ребёнок впервые узнает о том, что у него есть ручки и ножки, и о том, зачем они ему нужны. Взрослый объясняет, что ручки – «хватунюшки», а ножки – «ходунюшки», что в роток – «говорок», а в головку – «разумок». Схватившись инстинктивно за ваши пальцы, малыш поймет, что это его ручки, если вы потяните их слегка к себе. Для становления осмысленного образа собственного тела очень важно, что в пестушках отдельные части тела называются и связываются с определенным местом на теле ребёнка.

Берем ручки малыша в свои и нежно разводим их широко в стороны и сводим, приговаривая: «Батюшке – сажень! Матушке – сажень! Братцу – сажень! Сестрице – сажень! А Ванечке – долга, долга, долга!». Сводим и разводим ручки столько раз, сколько это приятно и полезно ребенку. Поэтому мы успеем перечислить всех членов семьи, которых знает и любит малыш.

Эта очень простая пестушка на самом деле полна самыми разными смыслами и помогает развивать ребенка в самых разных областях.

Итак, познавательное развитие. Действие разведения рук в стороны связывается с процессом измерения воображаемой длины холста, каждый размах рук сопровождается приговором «сажень». Старинная мера длины сажень равняется полному размаху рук взрослого человека. То есть ребенку дается знание и о мере длины, и о способе ее отмеривания.

Социально-коммуникативное развитие. В пестушке последовательно перечисляются все члены семьи ребенка: мама, папа, бабушка, дедушка, братец, сестрица и даже крестные. Но отмеренную «сажень» ребёнок как бы раздаёт отцу, матери и другим членам семьи в благодарность за уход. Последовательное перечисление, именование всех родственников связано с действием одаривания. А это уже можно отнести к становлению начал нравственного поведения ребенка. А то, что остальное множество холста («долга, долга, долга») отдаётся ребёнку, вновь ставит его в смысловой центр семьи, а метод быстрого переключения внимания ребёнка (щекотка, смех) позволяет избежать прямого наставления.

Речевое развитие. Очевидно, что если бы данные движения проходили в полной тишине или под счет, о речевом развитии речь бы не велась. Здесь же, ребенок осваивает словарный запас, обогащая его словами, означающими меры длины и пр. Особое внимание необходимо уделить способам словообразования – уменьшительно-ласкательными суффиксами, многие из которых значительно обогащают нашу речь.

Художественно-эстетическое развитие. Любая пестушка проговаривается ритмизировано, слегка нараспев, что влияет на развитие музыкальности ребенка.

И, наконец, физическое развитие, — та область, на которую, собственно, и направлены основные действия в этом упражнении.

Делая простейший массаж, взрослый приговаривает ритмические стишки, в которых действию даётся образное объяснение. Каждое действие сопрягается с образом. Например, при разведении и сведении ручек ребёнка приговаривают: «Лунь плывет, лунь плывет» или «Уточки, уточки плавали, плавали; полетели, полетели, на головушку сели». Ребёнок ещё не представляет себе ни луня, ни уточек, ни птичек, но его уже учат мыслить образами, соотносить себя, свои действия с природой, окружающим миром.

А мы начнем поклоны. Их можно делать в положении лежа на спинке с младенцами или стоя, с детьми постарше, на столе. Ребенка крепко прижимаем к себе, спиной к маминому животу, одной рукой фиксируем его ножки, и осторожно делаем поклоны, приговаривая:

Дедушке – поклон,
А нашему/нашей деточке – расти большой!
Сестрице – поклон,
Братцу – поклон,
Маме – поклон,
Папе – поклон,
Бабушке – поклон,

Если малыша нельзя пока ставить на ножки, то это упражнение выполняется как присаживание. Берем его за ручки и осторожно поднимаем до положения сидя и опускаем опять на спинку.

Теперь тянем холсты – сводим перекрестными движениями правую ножку с левой ручкой и наоборот, приговаривая:

Тяни холсты, потягивай!
С подушки!
Столкнули
Подружки,
Пришли
На подушки.
Сели
Тутушки!
Тушки!

Посадите малыша на подушку.

Если малыш уже сидит, то самое время слегка расслабиться.

Тяни холсты на столешничек!
Тяни холсты на рубашечку!
В коробочку покладывай!

С этими словами завалите малыша и покачайте, поваляйте, чтобы он рассмеялся и расслабился.

Малыша, который осваивает переворачивание, тоже можно поддержать пестушкой.

Толкачики-рогачики,
Перевертушки!
Толкачики-рогачики,

Малыш лежит на спине. На первые две строки мы упираем и слегка подталкиваем ножки малыша, чтобы он почувствовал ладонь взрослого. На третьей строке – «Перевертушки!», заводим правую ножку над левой и, поддерживая малыша, стимулируем переворот на живот. Возвращаемся на спинку и повторяем упражнение в левую сторону.

Эта же пестушка поможет нам сделать упражнение «велосипедик».

Что такое «пестушка» и как она помогает в воспитании ребенка?, image #2

Теперь готовим малыша к ходьбе и делаем легкий массаж стоп.

Постукиваем пальчиком или ребром ладони по стопам малыша и приговариваем:

Коваль, коваль, ковалек,
Не подкуешь чеботок.
Не подашь молоток,
Подай, баба, молоток.
Коваль, коваль, ковалек,

Или:

Серебром гвоздить.
Мне мосточки мостить,
А мне некогда ковать,
Подкуй Мане сапожок.

Теперь можно ножки опробовать на крепость. Поставим малыша на ножки, поддерживая под мышки или за ручки, водим малыша по лавочке или пеленальному столику, на котором и делаем зарядку.

Рита-рита-рита-та,
Цапы-цапы за лапочки!
Топы-топы по лавочке,
Ведет кошку за лапочки!
Ходит кот по лавочке,
За Петра Ивановича!
За кота-котовича,
Вышла кошка за кота.

Если у малыша есть силы и желание, можно с ним попрыгать.

Ай, скок, поскок,
Да к себе прижимал.
Целовал, миловал,
Молодичку нашёл,
По водичку пошёл,
Молодой груздок,

Теперь можно приобнять малыша и понежиться с ним.

Что такое «пестушка» и как она помогает в воспитании ребенка?, image #3

Если же младенец еще мал для хождения, то завершить зарядку и массаж можно лежа на животе, поглаживая спинку, постукивая по ней согнутыми пальцами.

Идет Бай по стене,
Он отдаст нам лапти так!
Мы дадим ему пятак,
Просит грошиков пяток.
И за каждый лапоток
Наплел по лаптишкам,
Нашим ребятишкам
Себе лык надрал,
В лес Бай побежал,
На ножки не лезут.
Ни малы, ни велики,
Эти-то сапожки
Топать по дорожке.
На маленькие ножки (лучше назвать имя малыша),
В коробе сапожки –
Несет короб на спине.

Переверните малыша на спинку и опять установите эмоциональный контакт глаза в глаза. Можно завершить зарядку бодалкой:

Баран-баран-баран бум!
И свои лбом коснитесь лобика малыша.

Зарядка закончена. Но можно еще много раз за день развлекать малыша потешками и пестушками, осваивая удивительный мир родной культуры.

Автор: Анна Борисовна Теплова, кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник Института детства, семьи и воспитания Российской академии образования

Добавить комментарий