10 вещей, которые я сделал, чтобы стать профессиональным сценаристом. Советы Кена Миямото

10 вещей, которые я сделал, чтобы стать профессиональным сценаристом. Советы Кена Миямото

Какие шаги могут предпринять начинающие сценаристы, чтобы увеличить свои шансы стать профессиональным сценаристом?

У каждого есть - или будет - своя собственная история, чтобы рассказать, когда дело дойдет до сценария. Не существует общего способа стать профессиональным сценаристом.

Но приятно слушать советы от тех, кто добился определенного успеха.

Что они сделали, чтобы прорваться? Какие шаги они предприняли по пути?

Есть три основных уровня профессионального сценариста:

1. Один процент

Это Аарон Соркин, Дэвид Кепп, Терри Россио, Джосс Уидон, Саймон Киндберг и многие другие. Они элита. Те, к кому студии обращаются с их самыми горячими проектами и запросами. Они не заключают шестизначные сделки с кучей драфтов, они выполняют большие семизначные задания, и разумеется не переписывают столько как остальные.

2. Сценаристы-белые воротнички

Это сценаристы, которые получают половину рабочих мест. У них было несколько хитов и несколько промахов, но их продолжают нанимать. Они выполняют, пятизначные заказы и редко пробиваются к шестизначным.

Сделка, с таким автором зависит от договора и от того, как структурирована выплата.

Они работают. Делают питчи. Может быть, разрываются между фильмами и телевизионными сценариями. Пишут много средних телешоу и живут комфортнее от года к году.

3. Обычные сценаристы (синие воротнички)

Это сценаристы, которым удалось попасть в индустрию, барьер, который большинство начинающих сценаристов, считают непроницаемым. У них было несколько встреч с продюсерами или студиями. Вероятно, у них появился агент или менеджер. У них скорее всего было несколько продаж и несколько оплачиваемых заданий - как правило, от средних пятизначных сделок и ниже.

У некоторых даже была выпущенная работа с титрами. Тем не менее, тут мало рабочих мест и они появляются время от времени, да и зарплаты не близки к зарплатам белых сценаристов. Один год может дать им надежду, но потом они могут сидеть два или три года без работы. Они не бросают повседневную работу. Они не идут ва-банк.

Вероятно, они заработали немного денег на некоторых голливудских или инди-постановках и получили титры.

Я сценарист-синий воротничок.

У меня за плечами много студийных встреч в качестве сценариста, встречи с такими компаниями, как Sony, Dreamworks, Universal, Disney, Warner Brothers, а также со многими производственными и управляющими компаниями.

Мне повезло, что у меня была сделка с Lionsgate, а также несколько платных письменных заданий, в том числе мини-сериал Blackout с Энн Хеч, Шоном Патриком Фланери, Билли Зейном, Джеймсом Бролином, Хейли Дафф, Брайаном Блумом, Эриком Ла Саль и Брюс Бокслейтнер.

10 вещей, которые я сделал, чтобы стать профессиональным сценаристом. Советы Кена Миямото

Моим крайним оплачиваемым заданием была инди-драма «Охота на Бога», которая в настоящий момент ищет дистрибьютора.

В течение двадцати лет я увлекался кино и телевизионной индустрией - особенно мне помог опыт работы в редакторском подразделении студии Sony Studios, а затем в качестве ридера и аналитика историй для Sony Pictures.

Я смог остаться сценаристом после переезда обратно в наш родной штат Висконсин, чтобы там растить наших детей. По иронии судьбы, мне пришлось уехать за 2000 миль от Лос-Анджелеса, чтобы получить мой первый платный контракт на сценарий - сделка с Lionsgate.

Итак, поделюсь этим опытом, вот десять вещей, которые я сделал, чтобы стать профессиональным сценаристом. Десять вещей, которые могут помочь вам достичь того же (и надеюсь, более лучшего) успеха с вашими сценариями.

Каждое путешествие уникально для каждого человека, но я могу заверить вас, что шаги, которые я предпринял, имели значение не только в моем путешествии, но и в путешествии многих других успешных профессиональных сценаристов.

Это моя история.

1. Я читал каждую книгу по сценарному мастерству, которую мог найти

Я начал свой путь сценариста в конце 1990-х годов, во время бума сценаристов, когда сценарии продавались за миллионы направо и налево, а учебники по сценарному мастерству стали заполонять страну.

Я не ходил в киношколу. Мое образование начиналось в разделе «Кино и ТВ» книжного магазина Barnes and Noble. Я прочитал каждую сценарную книгу, которую смог найти. Я не мог позволить купить их все, поэтому я прочитал их в магазине.

10 вещей, которые я сделал, чтобы стать профессиональным сценаристом. Советы Кена Миямото

Некоторые были хорошими. Большинство из них были ужасными. Толька «Библия Сценариста» Сида Филда стала моей книгой, ведь она, которая предлагала более ясный набор секретных формул и более четкие практические рекомендации и ожидания. Я находил что-то, что мне нравилось почти в каждой книге, которую я читал, - советы и практики, а затем применял их в своем собственных сценариях.

Когда вы только начинаете, не погружайтесь в сценарий и целиком. Прочитайте лучшие (а иногда и худшие) книги по написанию сценариев, в них вы найдете много советов, которые подойдут вам и пригодятся в написании.

2. Выйдите из зоны комфорта, чтобы продолжить сценарное образование

В 1996 году, когда я еще жил в Висконсине (за три года до переезда в Лос-Анджелес), я решил провести уникальное исследование. Я прочитал так много книг по написанию сценариев, но знал, что мне нужно еще больше информации.

Поэтому я пошел в местный кинотеатр с рюкзаком, полным тетрадей и ручек.

Я купил билеты на Смерч (Twister) и Миссия Невыполнима Mission Impossible - два самых жарких летних блокбастера года. Я создал оригинальную структурную карточку, которую сверял на протяжении всего фильма. Она была аналогична тем, что студийные боссы ожидали в сценарии (согласно сценарным учебникам).

Я записывал реакцию зрителей на определенные моменты фильма. Когда фильм закончился, я вышел в холл и начал опрашивать зрителей, выходящих из зала. Чтобы «узаконить» себя, я солгал и сказал, что работаю в продюсерской компании, которая сделала фильм.

Я взял интервью у нескольких людей и спросил их об эмоциях во время просмотра, сюжете, концепте, персонажах и их общему впечатлению.

Это исследование дало отличные результаты, которые я смог применить к своим собственным сценариям.

Каким бы ни было ваше сценарное образование всегда находите способ прокачать его. Это может быть не только оценка фильмов в кинотеатре и опрос зрителей после сеанса.

Найдите способ познать нюансы сценарного мастерства и кинопроизводства, которых нет в книгах.

3. Переезжайте в Лос Анджелес

Многие из читателей, живущих за пределами Калифонии, будут не в восторге от этой мысли. И знайте, что я полностью осознаю, что вы можете добиться определенного успеха в качестве сценариста, живя за пределами Лос-Анджелеса.

Как упоминалось выше, я не стал оплачиваемым профессиональным сценаристом, пока не уехал из Лос-Анджелеса. Но, я не получил бы опыт и контакты, которые дали мне такую возможность, если бы я не жил и не работал в Лос-Анджелесе в течение нескольких лет.

Доверьтесь мне. Я знаю, мы живем в цифровом мире. Вы можете писать откуда угодно. Вы можете познакомиться с людьми из индустрии в сети или посетив кинофестивали и сценарные конференции.

Но вы никогда не получите такого опыта как жизнь в Лос-Анджелесе в течение длительного периода. Связи, которые вы можете установить, встречи, которые вы можете посетить лично, и отношения, которые вы можете завязать, живя в Лос-Анджелесе, бесценны.

Доверьтесь мне. Я жил там в течение нескольких лет. И я также жил за 2000 миль от Голливуда.

10 вещей, которые я сделал, чтобы стать профессиональным сценаристом. Советы Кена Миямото

Существует большое различие имеющихся возможностей в городе и за его пределами.

Если вы думаете, что не можете переехать, остановитесь и убедитесь, что вы не пришли к этому не из-за страха, презрению к риску или нежелания выходить из зоны комфорта.

Это большой шаг - и это страшный шаг. Но это стоит преодолеть любой страх и взять на себя ответственность, иначе перед лицом опасности, вы будете маленькой рыбкой в большом море хищников.

Если вы можете - просто сделайте это. Переезжайте.

4. Попробуйте самые разные работы в индустрии

Когда я впервые переехал в Лос-Анджелес, я стал актером массовки. Не из-за какой-то надежды на то, что во мне разглядят следующую кинозвезду, а просто чтобы попасть на съемочную площадку и увидеть процесс кинопроизводства.

Я работал на фильме «Траффик» получившим Оскар. За двенадцати часовую смену я был дублером и актером массовых сцен. Я наблюдал за тем, как Стивен Содерберг и Бенисио Дель Торо выполняют свою работу, позже получившие за них Оскар. Я узнал, как сцены были вырезаны, но сняты и сыграны.

Я также работал в компании The National Research Group, которая занималась обработкой студийных тестов.

Я был парнем, который стоял в разных местах Голливуда и раздавал бесплатные билеты на тестовые показы. Затем у меня была возможность посещать эти показы и смотреть большие студийные фильмы в их ранних версиях.

Крайне важно встраивать себя в ту отрасль, в которую вы пытаетесь войти. Это дало мне базу знаний и опыта, на которую я мог ссылаться на встречах. Как сценарист, я понял, что нужно для съемки даже самых простых сцен. А тестовые показы стали показателем ожиданий аудитории и студии.

Сделайте все возможное, чтобы получить первый опыт процесса кинопроизводства. Помните, что вы не можете начать сверху. Вы должны пройти путь снизу вверх.

5. Я всегда писал

В начале моего пути сценариста, когда я работал в индустрии на начальном уровне, я позаботился о том, чтобы писать всегда и везде. Я никогда не надеялся на шедевральный первый сценарий. Как только я закончил свой первый сценарий, то начал следующий, прежде, чем пытаться продавать первый.

Мне потребовалось три сценария, чтобы понять, как написать увлекательный кинематографический рассказ, за который не было бы стыдно или без наивных ошибок. И поскольку я продолжал писать, а не продавал один единственный сценарий - я смог улучшить качество работы до того, как кто-нибудь из индустрии прочитал мою работу.

Ваша первая пара сценариев - самая худшая. Это не значит, что вы дураки и сценарии безнадежны, но вам нужно отточить свои навыки, прежде чем показывать в Голливуде любую свою работу.

6. Сделал несколько прыжков веры, чтобы «сломать стену»

Я работал на съемочных площадках моего актера (я был дублером, помните?) и в резервные дни, но мне жутко не нравилась обстановка, где с тобой обращаются, как со скотом.

Однажды, мы с женой искали новую квартиру и нашли ее на веб-сайте. Мы даже не знали, где это место, пока не добрались до адреса. К моему полному удивлению, квартира была прямо через улицу от Sony Studios, которая была бывшей частью голливудского гиганта MGM.

Справа был наш дом, а слева - студия Sony.
Справа был наш дом, а слева - студия Sony.

Излишне говорить, что мы переехали туда. Я пытался попасть в студию, устроившись на корпоративную работу, но так как у меня не было образования, мне было стыдно напроситься.

Я бегал вокруг студии, которая была в радиусе мили. Когда люди проходили через ворота, я замедлялся и с тоской смотрел на них: входящих и выходящих. Я хотел быть одним из них. Мне нужно было быть одним из них.

Однажды, я набрался смелости, подошел к охраннику Sony и спросил: «Как мне здесь устроиться на работу?» Через две недели я стал охранником Sony - еще одна работа начального уровня. Я прошел путь от обычного охранника до назначения VIP Gate (ворота для руководства и важных персон).

10 вещей, которые я сделал, чтобы стать профессиональным сценаристом. Советы Кена Миямото

В конечном итоге, я получил должность в офисе, где я стал работать в качестве связующего звена в студии для входящих сценариев и заявок фильмов и телевизионных программ, а помощников руководителей студии в срочных сделках.

Я работал с производственными офисами Сэма Райми и Адама Сэндлера на регулярной основе. Я также работал над многими фильмами студии перед тем как они уйдут в прокат.

Но я хотел найти сценарную работу. Однажды новый руководитель вошел в мой офис. Он был новичком в этом деле и нуждался в пропуске на Sony, а также в парковке и уборке офиса. У нас было хорошее взаимопонимание, поэтому я решил сделать еще один шаг веры. Я сказал ему, что если ему нужен ридер для сценариев, то я проходил стажировку у крупного режиссера и мог предложить свою помощь и показать образцы своих работ.

Так уж совпало, он искал нового ридера. Я отправил ему свои образцы, и через две недели я стал читателем сценариев и аналитиком сюжетов для Sony Pictures.

Два прыжка веры, которые окупились в виде дивидендов и дали мне знания и опыт, необходимые для того, чтобы стать профессиональным сценаристом.

7. Расчетливо выбрал мой следующий сценарий

Когда я написал первые три сценария и оттачивал свои навыки, я остановился и долго думал над следующим, который собирался написать.

Моим первым сценарием была антология ужасов, в центре которой была общая тема штормов. Каждая из четырех частей, похожих на Сумеречную Зону, имела отношение к шторму. Но в то время, никто не был заинтересован в создании антологических фильмов неизвестного автора.

Мой второй сценарий был ужасным шагом назад с историей о сценаристе, переезжающем в Лос-Анджелес и пытающемся прорваться (звучит знакомо?). Это было наивно и потакало своим желаниям.

Мой третий сценарий был связан с персонажем, с которой ни одна студия не посмела бы возиться - и я не был режиссером, поэтому я не мог снять его сам. Тем не менее, это было написано хорошо, ведь я усвоил необходимые уроки из первых двух сценариев.

Поэтому, когда пришло время написать мой четвертый сценарий, я решил, что мне нужно время, чтобы выбрать следующий сценарий с умом.

К этому времени мы с женой решили оставить работу в Sony, чтобы остаться дома со своим новорожденным сыном и сосредоточиться исключительно на творчестве. Это было время показать себя. Вопрос стал ребром «добейся успеха со следующим сценарием или найди другую работу», ведь я только что стал отцом.

Я знал, что мне нужно написать что-то достаточно убедительное, чтобы запомниться - что-то, что имеет твисты, повороты и сюрпризы. Сценарий, который я выберу, был бы сценарием, который показал все что я умею на встрече в студии.

Так важно правильно выбрать свой следующий сценарий. Вам нужно написать что-то, что вы хотите написать - в тоже время то, что Голливуд хочет купить. Мои первые три сценария были далеко от этого. А четвертый сценарий смог.

8. Нетворкинг даже с незнакомыми людьми

Стажировка, которую я провел с режиссером, дала мне возможность стать ридером сценариев в студии и аналитиком историй. Это стало моим лучшим образованием в области сценариев. Я добился стажировка благодаря общению.

Мой лучший друг был помощником режиссера. Они снимали реалити-сериал и у него было мало времени, чтобы читать сценарии, которые ему присылали. Мой друг порекомендовал меня ему, и я научился писать обзоры на сценарии.

Теперь, спустя некоторое время, после того, как я оставил свою должность в Sony, чтобы сосредоточиться на творчестве, мне нужно было пройти еще более сложный путь, чтобы продать свой новый сценарий.

Я использовал свои контакты в Sony. Сценарий им понравился, но они не собирались снимать этот фильм. Поэтому я решил вернуться к своим корням в Висконсине. Я нашел группу выпускников Висконсинского университета, которые работали в киноиндустрии. Единственное, что у меня было с ними общего — это то, что мы были из одного города.

Моя жена, однако, посещала университет, поэтому я подумал, что этого достаточно. Я отправил запрос по электронной почте группе контактов и получил ответ только от одного - младшего руководителя в Paramount. Ему понравился логлайн и он попросил сценарий. Тишина. Никакого ответа от него уже пару месяцев.

Но однажды я получил голосовую почту от литературного менеджера с просьбой о встрече. Оказывается, он был другом младшего руководителя, которому я отправил свой сценарий. Тот парень предложил своему другу литературному менеджера подписать меня.

Это привело к встречам в Disney, Sony, Warner Brothers, Dreamworks и Universal.

Позже, моя первая платная работа произошла благодаря контакту, который также появился из Висконсина. Исходя из этой связи, они поверили в меня, что привело к нескольким работам, одной из которых был в конечном итоге созданный сценарий Blackout.

Вы никогда не знаете, откуда придет успех, пробуйте все контакты и возможности.

9. Научился писать хорошо и быстро

Хотя сценарий, я так и не продал, он позволил мне стать автором в других проектах.

Мой менеджер и я работали над моим следующим сценарием. Мы выбрали концепт с умом, и мне сказали, что мне нужно написать быстро, чтобы меня не забыли, после недавних встреч на студиях.

Я начал разрабатывать процесс написания, который позволил мне переписать текст и закончить первый черновой вариант всего за десять дней. Позже я использовал этот процесс во время моего написания Blackout, где у меня было всего несколько недель, чтобы написать сценарий мини-сериала на 250 страниц.

Если вы пишете сценарий шесть месяцев — это снизит его ценность в высшей лиге, но вы должны научиться писать быстро и хорошо. Дайте себе три месяца. Когда вы освоитесь с тем, что собираетесь писать, сократите время до двух месяцев

Если вы научитесь писать качественно в сжатые сроки на этот навык слетятся каждый агент, менеджер, режиссер и продюсер.

10. Создал сильную личность лишенную эго

Я стал хорошо:

— разбираться в области устройства сценариев,

— вышел из зоны комфорта, чтобы узнать больше,

— сделал страшный, но смелый шаг, чтобы переехать в Лос-Анджелес,

— стал работать в кино благодаря прыжкам веры,

— обращался ко всем возможным контактам, которые у меня были,

— выбирал концепты для сценариев с умом,

— всегда писал все больше и больше сценариев, чтобы отточить свое мастерство.

Так я приобрел определенный уровень уверенности.

А если вы демонстрируете уверенность в своей работе и в своих способностях в переписке с людьми из индустрии и делаете это не показывая эго - вы заметно будете отличаться от других сценаристов, пытающихся проникнуть внутрь.

Требуется время, чтобы построить эту уверенность, а Голливуд почувствует ложную уверенность за милю. Не существует успеха в одночасье, как нам преподносят в глянцевых СМИ. Большинство успехов — результатам долгой борьбы и неудач.

Эти шаги создали уверенность и дали мне базу знаний и опыта, которая помогла в переписке по электронной почте, конференц-связи, мероприятиях и встречах.

Эти десять вещей могут помочь в вашем собственном путешествии сценариста и на пути к карьере сценариста.
Возьмите то, что нравится из моей истории и забудьте остальное. Но знайте, что вам нужно сделать все возможное, чтобы создать свой пул сценариев, базу знаний, опыта и уверенности.
Вот что нужно, чтобы стать профессиональным сценаристом.

Автор: Кен Миямото Перевод: Сергей Литвинов

Мария Зелинская

Сценарист, драматург, мастер сценарного курса в Московской школе нового кино.

Шаг 1. Разобрать причины

Почему вы решили стать сценаристом? Ответ не может лежать в плоскости «потому что хочу стать богатым и знаменитым». Будет и богатство, и известность, но только в том случае, если они не будут являться причиной выбора профессии.

Вы достигнете успеха, оставите после себя наследие, своей деятельностью принесёте пользу людям, только если вы действительно полюбите то, чем хотите заниматься, если вы готовы больше отдавать, чем брать.

Любовь — очень редкое чувство. По большому счёту, мы любим по-настоящему всего несколько раз в жизни. Именно такое чувство к профессии и нужно искать.

Шаг 2. Честно ответить на вопрос, ваше ли это призвание

Как понять, можно в вашем случае говорить о призвании или нет? Призвание — это когда профессия зовёт вас, везде оставляет невидимые знаки и ведёт вас по жизни.

Она делает так, что вы любите истории (слушать, пересказывать, собирать, выискивать, вычитывать и высматривать).

Она делает так, что вы любите слушать людей (большую часть времени вы находитесь в режиме «слушание», нежели «вещание» и чувствуете счастье от этого).

Вы любите разбираться в причинах того или иного события и понимаете две важных вещи: просто плохих людей не бывает, и всему на свете есть объяснение, скрытое от глаз окружающих. Но не от глаз сценариста, автора, писателя.

Шаг 3. Начать учиться

Тут два пути: поступить в какое-то профильное учебное заведение либо начать учиться самому. В первом случае важно выбрать себе мастера, который не противоречит вашей картине мира.

Ищите человека, которого вам хочется слушать, выбирайте мастера интуитивно.

Если по каким-то причинам официальная учёба не для вас, начните учиться сами. Что вам тут понадобится: самодисциплина (регулярность обучения), рекомендации (системность в выборе материала) и значимый практик, то есть человек, который уже что-то из себя представляет. Он сможет оценивать ваши первые работы и давать практические советы, о которых не сказано в книгах.

Литература по сценарному мастерству — вещь прекрасная, но там есть две большие опасности. Во-первых, очень многое мифологизировано. Так как профессия сценариста связана с творчеством, его механизмы очень трудно описать, поэтому каждый делает это как может и не всегда то, что работает для автора, подойдёт для читателя. Во-вторых, сценарное мастерство не сводится к жёстким схемам и сюжетным поворотам в определённых местах. Что работает, а что нет, надо будет перенять из рук практика.

Шаг 4. Много писать

В самом начале пути вам надо понять важную вещь: не надо ждать вдохновения, чтобы писать. Вам нужны точно такие же ежедневные тренировки, какими изматывает себя Майкл Фелпс, который готовится проплыть четыре километра и взять новый мировой рекорд.

Когда мы учимся (когда работаем тоже), надо просто выполнять упражнения, делать работу. И ваши упражнения — это придумывание историй и расписывание их. Берёте тему «Неожиданный поворот» и придумываете себе 50 упражнений. Например, взять обычные ситуации, которые произошли с вами за день, и перевернуть их так, чтобы это было достоверно, интересно, неожиданно. Дальше выбираете следующую тему и снова придумываете себе комплекс на отработку этого элемента. Только практика научит вас быть сценаристом.

Шаг 5. Определить свою авторскую территорию

Когда вы отработали элементы и более-менее научились держаться на воде сценарного мастерства, важно понять, о чём вы можете рассказывать.

Если говорить честно, в творческих профессиях конкуренции как таковой быть не может. Потому что каждый человек уникален. У него уникальная точка зрения, уникальный голос, способ чувственного восприятия мира и способ письма. Поэтому вам важно понять, какие темы вы можете сделать своим коньком, за изучением чего вы можете проводить сутки напролёт. Например, для кого-то это тема отношений с мамой, для кого-то тема смерти близкого человека, а для кого-то и вовсе «робот и человек». Ищите то, что будоражит ваше воображение и наполняет его жизнью.

Шаг 6. Заявить о себе

Когда вы точно очертили себе свою авторскую вселенную, вам надо заявить о том, что вы такой-то и дико любите писать вот на такие темы. И начать участвовать в конкурсах и питчингах (их можно найти в интернете), рассылать свои заявки на истории в кинокомпании, знакомиться с режиссёрами и предлагать им работу над вашими или же их идеями.

Если вы только начинаете, хорошо бы соглашаться на все предложения, даже на те, за которые вам не заплатят.

Ваша задача — собрать себе портфолио, ведь только оно даёт вам право выхода на большой рынок.

Шаг 7. Усмирить своё эго

Это очень важный пункт. Если вы считаете себя во всём правым, а ваш способ видения мира — единственно верным, вам будет сложно работать в кино. Причём сложно будет и вам, и людям, с которыми вы столкнётесь.

Кино — командная работа. А чтобы существовать в команде, надо научиться быть гибким. Понять, что история, которую вы написали, — это ваш общий прекрасный сад. Работать в этом саду даже без вашего разрешения могут разные люди. И в большинстве случаев взгляд со стороны режиссёра или редактора помогает сделать ваш сад лучше.

Поэтому будьте готовы, что в профессии сценариста первых драфтов не бывает. Вариант, который вы написали в самом начале, — это ваши личные домашние радости. На его основе будет создаваться настоящий сценарий, но он никогда не станет вариантом для запуска съёмок.

Количество переписываний вашей истории в редких случаях доходит до 60–70. Иногда в ней ничего не остаётся от вашего первого варианта.

Но в этом нет ничего личного. Просто команда пытается совместить ваше творчество со своим творчеством и, что важно, производством.

Если вас буду выбивать из колеи бесконечные правки и переписывания, займитесь параллельно написанием пьесы или прозы. Это даст вам ощущение авторского контроля над миром, где принимаете решения только вы (то есть солируете), и вам будет легче продолжать быть сценаристом (в оркестре) — командным игроком.

Шаг 8. Снять фильм в качестве режиссёра

Доказано, что сценарист, который хотя бы раз в жизни снял пусть даже короткометражный фильм, будет относиться к профессии совсем по-другому. Он поймёт какие-то очень простые вещи, например о локациях. Или о том, как актёр может изменить вашего героя, увести в другую сторону тон повествования. Эти вещи прекрасны, их надо использовать для того, чтобы сделать ваш сценарий сильнее, а не расстраиваться, что у вас две локации на полнометражный фильм, а актёр вообще не тот, какого вы представляли.

Чем больше вы будете знать о своей профессии и на практическом уровне, и на теоретическом, тем быстрее вы станете мастером.

«Сценарист — это тот, кто остаётся». Страшно, трудно, унизительно и невыносимо бывает всем. Важно остаться, важно победить. Ведь если вы хотите узнать про вашего героя всё, поместите его в трудные жизненные обстоятельства. С человеком всё так же. Я надеюсь, что вы останетесь. Потому что вы — победитель.

Голливудский продюсер Кристофер Воглер и сценарист Дэвид Маккенна проанализировали в общей сложности более 40 тысяч сценариев разных жанров — как сценарные эксперты они читают и оценивают сценарии фильмов и сериалов для крупных киностудий. В книге «Memo. Секреты создания структуры и персонажей в сценарии» они собрали советы, которые помогут начинающему сценаристу разобраться в ремесле: как искать темы, создавать персонажей, писать синопсис и логлайн, а также зачем автору хоррора читать эротические романы. «Теории и практики» публикуют главу, в которой Маккенна составил программу-минимум на первые пять лет.

Я сразу к делу. Книги вроде этой многие читают, чтобы узнать, как разбогатеть (или хотя бы зарабатывать на жизнь), сочиняя сценарии. Так давайте составим план наступления сроком на пять лет, который повысит ваши шансы на исполнение мечты.

Пятилетний план

Для начала поймите, что не бывает успеха за одну ночь. Слава и богатство могут прийти моментально, но почти всегда этому моменту предшествуют долгий тернистый путь, тяжелая и неблагодарная работа, самоотвержение. Если вы не готовы отдать своей мечте несколько лет, лучше, пожалуй, переключиться на какую-нибудь более достижимую цель.

Неприхотливая работа

«Memo: Секреты создания структуры и персон...

Получать деньги за свои литературные опыты можно прямо сразу. Для этого просто найдите спокойную работу, обеспечивающую доход. На этот доход вы можете нанять самого себя писать. Вот вы моментально стали профессиональным сценаристом.

Какую работу искать? Главной целью должен быть максимальный доход при минимальном количестве усилий. Вы продаете свое время за деньги. Ваша настоящая работа — писать.

Поэтому вам, скорее всего, не годится работа, серьезно занимающая ум. Так что отбрасываем занятия типа астронавта, брокера на Уолл-стрит или кандидата в президенты. Слишком много физического труда и эмоционального вовлечения.

Лучшая работа для писателя, какую я только знаю, была у моего друга Марка Фергюса, соавтора «Железного человека». На заре туманной юности он устроился ночным сторожем. Его обязанности состояли в том, чтобы по восемь часов отсиживать в тихом здании. Несколько минут за ночь ему приходилось тратить на обход территории. Все остальное время он сидел на стуле, не занятый ничем, кроме своего текста. Эта работа не давала абсолютно никакого статуса, но давала время и деньги, которые Марк вкладывал в свою писательскую карьеру. Спустя несколько лет он оставил то место с какими-то деньгами в кармане и несколькими сценариями в портфолио. Идеальная схема для начинающего автора.

Работайте каждый день

Альфред Бестер, один из самых плодовитых авторов эпохи макулатурного чтива, утверждал, что пишет каждый день, потому что «отчитывается». Он приучил себя впадать в творческий «транс» и раскладывать мысли по страницам.

Писатели пишут. Если вы не в состоянии заставить себя каждый день прижимать зад к стулу, подумайте, возможно, вам лучше мечтать о чем-то другом.

Что надо записывать? Ну, очевидно, что надо работать над сценариями и сценическими историями. Но вдобавок по меньшей мере по несколько часов в день я бы советовал выделять на ведение дневника, написание писем (старинных бумажных, а не электронных актов мозгового метеоризма) и работу над газетной подборкой (об этом через минуту).

Помимо всего прочего, писать — это привычка. Если вы не можете обзавестись такой привычкой, вы, вероятно, не писатель.

Газетная подборка

Здесь важны два момента. Во-первых, вы действительно читаете газеты. Я ничего не имею против новостей в интернете, но напомню, что есть определенная магия в том, чтобы держать в руках настоящую газету, заполненную отпечатанными новостями.

Предлагая вести подборку, я не имею в виду простое вырезание статей и хранение их в особой папке. Это будет не более чем мусор, захламляющий ваш рабочий стол.

Нет, вырезав статью, напишите о ней несколько абзацев. Чем эта статья вас заинтересовала? Какую драму она описывает? Кто ее главные действующие лица?

В чем состоит конфликт? Чего они хотят и какие препятствия стоят у них на пути? Как можно превратить эту статью в кинокартину?

Делайте так каждый день, и вы воспитаете в себе привычку, которая поможет вам дисциплинировать ваши писательские устремления.

Кадр из фильма «Эд Вуд». 1994 год

Кадр из фильма «Эд Вуд». 1994 год

Читайте

Чтение — это оборотная сторона письма, так что сформируйте привычку (опять это слово) к ненасытному заглатыванию букв.

Читайте все. Если вы пишете хоррор, время от времени заглядывайте в дамские эротические романы. Если ваша сфера — бытовые драмы, не погнушайтесь иной раз сунуть нос в шпионский триллер. Невозможно угадать, чему научишься, наблюдая, как делают свое дело другие авторы в других жанрах. Может быть, вы подсмотрите у них какие-то приемы, пригодные и для вашей специализации.

Читайте то, что продается. Если вы намерены достичь этой деятельностью богатства и славы, вам необходимо знакомить себя с тем, что публика покупает. Культурные снобы могут презирать непритязательных авторов типа Дина Кунца, Джеки Коллинз и Джеймса Паттерсона, но подобного рода ремесленники постоянно в работе и в верхних строчках списка бестселлеров. Они знают, как наладить связь с аудиторией, и может, вам это тоже стоит узнать?

Читайте стоящее

Все знают изречение Марка Твена, что классика — это «книга, которую хвалят и не читают». Во исполнение вашего пятилетнего плана призываю вас поступать наоборот.

Я бы предложил вам примерно четыре раза в год (раз в сезон) брать в руки какую-нибудь классическую книгу и выяснять, что же там внутри. Почитайте Сервантеса, Твена, Фолкнера. И вы, наверное, видели все эти фильмы по Джейн Остин, но как ее произведения выглядят на бумаге?

Несколько лет назад у меня вдруг образовалась пара относительно свободных недель. И я понял, что не читал «проблемных пьес» Шекспира. Как всякий, кто учился в школе, я читал самое известное: «Гамлета», «Отелло» и «Ромео и Джульетту», но ни разу не заглядывал ни в «Перикла», ни в «Цимбелина», ни в «Генриха VIII».

Так что я взял в библиотеке тексты пьес и аудиозаписи спектаклей. И в следующие две недели погрузился в не самые понятные из сочинений одного из лучших в истории рассказчиков и драматургов.

Что я узнал? Ну, «Тимон Афинский» оказался совершенной ерундой: ободряющий пример того, что даже у великих случаются промахи. А еще обнаружил, что «Зимняя сказка» — одна из самых чудесных пьес, с какими мне только довелось познакомиться.

Случайные набеги на классиков расширили мой кругозор и научили лучше сочинять истории. Из личного опыта я знаю, что Данте как историческая фигура, пожалуй, значительнее, чем как рассказчик. Но я также знаю, что Овидий — один из самых упоительных авторов всех времен, и я рад, что в своей работе испытываю на себе его влияние.

Кадр из фильма «Артист». 2011 год

Кадр из фильма «Артист». 2011 год

Найдите мастерскую / группу поддержки

Сочинительство — одинокая и уединенная работа. Но писатель не может расти и совершенствоваться без читательских отзывов, поэтому очень неплохо найти компанию единомышленников, которые будут вам помогать.

Ключевой элемент мастерских, которые я провожу, — чтение вслух работы товарища. Сам автор активно в этом процессе не участвует, потому что цель этой затеи — дать ему услышать, что он написал, и оценить, как этот текст воспринимается. Для автора труднее всего во время этого упражнения — молча слушать свой текст, не комментируя и не защищая.

Вызовет ли смех придуманная тобой шутка? Не встретят ли трогательную эмоциональную сцену неуместным хихиканьем? Понимают ли люди за столом, что вы хотите до них донести? Нередко после того, как читка заканчивается, я прошу одного из чтецов кратко пересказать историю. Удивительно, как часто синопсис тех, кто читал, расходится с замыслом самого автора.

Такой инстинктивный отклик бесценен. Конечно, полезно услышать конструктивную критику от товарищей по группе, но, что бы они ни говорили, это не будет для вас так же наглядно, как их реакция на текст, который они читают.

Когда будете выбирать мастер-классы и мастерские, настоятельно советую вам искать группу, которая находится с вами на одном уровне. Если вы окажетесь вместе с более искусными авторами, вы просто не сможете с ними эффективно общаться. И наоборот, если вы будете чувствовать себя мэтром, это, может, и польстит вашему самолюбию, но вряд ли позволит увидеть все возможности для улучшения текста.

Идеальна такая группа, где вы будете примерно в середине. Чтобы кто-то был опытнее и искуснее вас и вы бы могли оценивать свою работу по их стандартам. А кто-то будет недотягивать до вашего мастерства. Это не только дает столь необходимое топливо вашей самооценке, но еще и заставит вас формулировать свои идеи и даже делиться ими с менее искушенными коллегами.

Сто сценариев за сто дней

Это довольно несложное, но требующее самоотдачи задание, которое я вынес из своего опыта профессионального рецензента. За три-четыре месяца вы прочтете сотню сценариев (если захотите, то включите в список и книгу-другую).

По прочтении каждого сценария предлагаю вам расписать взаимодействия в истории в пределах двух-трех страниц. Понятно, что такое изложение потребует выбросить множество деталей. В этом и смысл: вам нужно найти стержень истории: главного героя, конфликт, взаимодействие, начало, середину и конец.

А потом я предложил бы вам описать сценарий в одном предложении. В профессиональной терминологии это называется «логлайн» — одна идея, на которой выстроена вся история. Создавая собственные сценарии, вы увидите, что дистилляция логлайна — важнейший этап работы над текстом.

Чего это упражнение помогает достичь? Во-первых, вам придется читать сценарии, то есть тот жанр, в котором вы надеетесь стать мастером. Во-вторых, вам придется разбирать сценарии на составные части, так вы увидите, что это за части и как они работают.

По завершении этой эпопеи вы узнаете о сценариях такое, чего не знаете теперь. Не могу говорить о масштабности ваших озарений, но на каком-то этапе вы увидите, например, что «Гражданин Кейн» и «История игрушек» — это совершенно одно и то же. […]

Теперь у вас есть программа действий. Как и любая работа, она будет эффективной, только если ею регулярно заниматься. А если вы будете выполнять этот комплекс каждый день, то станете такими, какими не были никогда прежде. Я обещаю.

«Сценарные курсы — это ерунда. Там нужно учиться формулам, а формулы чертовски скучны. Поэтому мы каждую неделю получаем фильмы Marvel и DC, в которых заранее точно знаем, что произойдёт». Кинорежиссёр и сценарист Мартин Макдонах

Профессиональные обязанности сценариста

Круг обязанностей сценариста зависит от того, в какой компании он работает. Так, в небольших киностудиях авторы выполняют следующие задачи:

  • придумывают концепцию фильма (сериала, телепередачи) и согласовывают её с заказчиком;
  • пишут сценарии;
  • вносят правки после проверки текста редактором, исполнительным продюсером, режиссёром и другими ответственными лицами.

В крупных организациях над текстом нередко трудятся несколько писателей. Например, один сценарист описывает сцены и действия, а другой занимается придумыванием диалогов.

Авторы продакшн-агентств дополнительно исполняют функции журналистов. Они лично общаются с заказчиками, пишут рекламные статьи и пресс-релизы, контролируют воплощение идей в видеоролик.

Профессиональные обязанности сценаристов

Как поступить на работу и построить карьеру в сценаристике

Начинать строить карьеру в сценаристике стоит с выбора направления. Нельзя стать успешным одновременно во всём. Вы потратите долгие годы на получение образования, но приобретёте лишь поверхностные навыки.

Сегодня в российской сценаристике востребованы следующие направления:

  • сериалы и ситкомы;
  • полнометражные фильмы в жанрах комедия, мелодрама, военное кино;
  • развивающие мультсериалы для детей до 12 лет;
  • рекламные ролики.

Следующий шаг на пути к успеху — раскрутка личного бренда. Создайте портфолио и добавьте в него хотя бы 2–3 хороших сценария. Можете разместить только фрагменты, если опасаетесь кражи. Параллельно заведите блог и пишите туда статьи о своём творчестве.

Раскрутиться в сценаристике с нуля очень трудно. В социальных сетях (Вконтакте, Instagram, Facebook) и на Яндекс Дзене вы столкнётесь с высокой конкуренцией. Да и выкладывать туда объёмные тексты неудобно. Поэтому рекомендуем обратить внимание на специализированные творческие платформы, например,

Mecenate

. Здесь можно красиво оформить портфолио, быстро набрать подписчиков, привлечь внимание продюсеров. Функционал площадки позволяет продавать готовые сценарии фильмов и собирать добровольные пожертвования от поклонников. Кроме того, у Мецената есть мобильное приложение для Android и iOS.

Площадка Меценат для сценаристов

Добившись популярности в интернете, можно переходить к поиску работы. Поступить можно следующими способами:

  • рассылать заявки и синопсисы производителям ТВ-шоу, киностудиям, продюсерским центрам;
  • откликаться на проекты по написанию рекламных роликов на биржах фриланса;
  • просить о помощи знакомых, которые работают в киноиндустрии;
  • участвовать в питчингах.

Последний вариант хорошо подходит начинающим сценаристам. В России регулярные питчинги проводят организаторы кинофестивалей, киношколы и киностудии. Чтобы стать участником мероприятия, нужно заполнить онлайн-форму на сайте компании и прикрепить заявку сценария. Если комиссии понравится текст, то она пригласит вас на кастинг. Там в течение 3–5 минут вам нужно будет презентовать свой сценарий, а потом ответить на вопросы экспертов.

Важно!

Необязательно побеждать на питчинге, чтобы продать сценарий или поступить на работу. Нужно просто понравиться хотя бы одному продюсеру.

В сценаристике нет чёткой карьерной лестницы. Авторы ставят скорее финансовые цели. Если вас интересует стабильность, постарайтесь поступить на работу в студию, производящую сериалы и ТВ-шоу. А наиболее высокие гонорары платят кинокомпании (особенно зарубежные), но заказы оттуда приходят редко.

Как построить карьеру в сценаристике

Сколько зарабатывают сценаристы в небольших городах, Москве и за рубежом

Заработок сценариста зависит от того, где и как он работает. Так, столичные производители сериалов и ТВ-шоу платят своим сотрудникам 70–300 тысяч рублей в месяц. В рекламных, продакшн и event-агентствах Москвы авторы сценариев зарабатывают 30–120 тысяч рублей. В регионах зарплаты в 1,5–2 раза ниже.

Киностудии заказывают или покупают готовые сценарии. В зависимости от бюджета проекта сценарист может заработать 1–6 млн рублей за один фильм. За рубежом доходы талантливых писателей ещё выше. В среднем сценарий к фильму стоит 70–130 тысяч долларов. Кроме того, сценарист получает авторские отчисления с каждой продажи лицензии и кассовых сборов.

Сколько зарабатывают сценаристы

Таким образом, стать сценаристом нелегко. Нужно учиться долгие годы без малейших гарантий на трудоустройство. Если вы справитесь с задачей, то сможете наслаждаться творчеством и зарабатывать большие деньги.

Когда мы смотрим кинофильм, телесериал или любимую передачу, то редко задумываемся о том, кто же придумал все увлекательные сюжетные повороты и характеры главных героев. А это те, кто всегда остается за кадром, – сценаристы.

Средняя заработная плата: 55000 рублей в месяц

Сценарист

Сценарист – это профессионал, пишущий разнообразные сценарии, на основе которых создаются анимационные и кинофильмы, спектакли, телевизионные передачи и шоу, компьютерные игры, рекламные ролики. Он прорабатывает сюжет, характеры героев, диалоги в виде, подходящем для последующей визуализации.

История профессии

Профессия сценариста – относительно новая. Из творческих занятий, связанных с кино, она появилась позже всех. На заре синематографа сюжетам не уделялось особого внимания. Главными участниками были актеры, операторы, режиссеры, а вопрос, о чем, собственно, будет фильм, нередко отходил на второй план. Основой первых кинокартин были песни, анекдоты, лубочные картинки, цирковые номера.

В 1910-х годах кинематографисты обратились к литературным источникам, а сюжеты им в меру своего таланта адаптировали журналисты, студенты, неудачливые поэты. Настоящие писатели смотрели тогда на кино свысока, не считая его серьезным искусством. И только в 1930-х годах в Советском Союзе работа сценариста начала становиться на профессиональные рельсы. Этот процесс связан в первую очередь с такими именами, как Евгений Габрилович, Александр Ржешевский и Геннадий Шпаликов. Сейчас уже никто не станет снимать фильм, телепередачу и даже рекламу без заранее отработанного сценария.

Описание профессии

Сценарист печатает сценарий

Нередко люди задают вопрос: сценарист – это кто: неудавшийся писатель или все-таки профессионал, занимающийся отдельным делом. Такие сотрудники сейчас работают на телевидении, в кино, театре, рекламных агентствах, фирмах, специализирующихся на организации праздников и различных шоу. В последние десятилетия все активнее привлекают сценаристов компании, разрабатывающие компьютерные игры. Кроме того, всплеск популярности сериалов требует высококлассных спецов для создания качественного продукта.

Особенностью работы кинодраматурга является то, что ему нужно создать произведение не для чтения, а для реализации его в действии. Поскольку в кино, в отличие от литературы, мотивы персонажей чаще всего не объясняются, текст должен быть скомпонован так, чтобы причинно-следственные связи были понятны из поведения актеров или их реплик. Также требуется подробно описать внешний облик главных героев и их характеры.

Сценарий выступает литературно-драматической основой фильма, в которой детально прописан сюжет, характеристики персонажей, диалоги. Все это скомпоновано по эпизодам для удобства дальнейшей режиссерской работы. Все сценарии делятся на оригинальные, то есть созданные автором с нуля, и адаптированные (на основе литературных произведений).

С увеличением количества сериалов профессия сценариста-драматурга начала дробиться на виды:

  • Создатели синопсиса – небольшого произведения, в котором на нескольких страницах кратко излагаются тема, проблематика (взаимоотношения персонажей, причины каких-либо их поступков). В сериальном производстве от автора требуется писать синопсис еженедельно под каждый новый эпизод.
  • Сюжетники расписывают синопсис по сценам, детализируют его и подгоняют под требования режиссера и возможности актеров.
  • Диалогисты придумывают все разговоры между героями фильма, быстро корректируя их при необходимости.

В небольших телекомпаниях все эти функции нередко выполняет один человек. В более крупных организациях – это командная работа, в которой каждый участник четко знает свою роль. Следовательно, отвечая на вопрос, кто такой сценарист, можно сделать вывод, что это не писатель, а представитель отдельной профессии, привязывающий текстовую основу к аудиовизуальному восприятию зрителя.

На каких специальностях лучше учиться

Теперь поговорим о том, где учиться на сценариста. Можно получить высшее образование по специальностям «драматургия», «журналистика», «филология» или другим гуманитарным направлениям. Многие пришли в профессию из разных сфер деятельности, в частности из шоу-бизнеса. В 2000-х годах поставщиками идей для множества телепередач и фильмов стали участники КВН.

Многие интересуются, как стать сценаристом без образования. Действительно, при наличии таланта и готовности преодолевать трудности диплом может и не понадобиться. Работая по основной специальности (журналист, педагог, редактор и др.) и изучая пособия в интернете, можно постепенно двигаться к своей цели, начиная с небольших проектов и зарабатывая себе авторитет в профессиональной среде. Однако лучше все-таки закончить хотя бы сценарные курсы, чтобы овладеть основными навыками этого дела.

Для поступления на гуманитарные специальности в высшие учебные заведения потребуется уделить в школе внимание изучению таких предметов, как литература, история, русский и иностранные языки, обществознание. Также приемная комиссия может попросить абитуриента предоставить свои литературные труды, отзывы критиков на них или рецензии. Поэтому начинать писать и развивать свой талант нужно с раннего возраста, пополняя свое портфолио.

Лучшие вузы для обучения

При рассмотрении заявки на написание сценария заказчик обязательно посмотрит, какое образование у претендента. Это нередко может сыграть решающее значение в выборе автора. У нас в стране не так много вузов, где учат на сценариста, поэтом остановимся на них подробнее:

  • Всероссийский государственный институт кинематографии им. С. А. Герасимова (г. Москва) – это самое знаменитое учебное заведение России, где готовят работников для кино и телевидения. Поступать стоит на сценарно-киноведческий факультет, здесь обучают драматургов, прекрасно разбирающихся в жанровой системе современного кино, изобразительных решениях фильма, режиссуре. Выпускники могут писать основу для игровых и неигровых картин. Учиться на бакалавра нужно 4 года на стационаре, 5 лет – заочно. Есть филиалы ВГИКа в Иркутске, Ростове-на-Дону и Сергиевом Посаде. При вузе работают Высшие курсы кино и телевидения, где можно повысить свою квалификацию у признанных мастеров своего дела.
  • Гуманитарный институт телевидения и радиовещания (г. Москва) обучает авторов сериалов, художественных и документальных фильмов, телевизионных и мультимедийных программ на сценарном факультете по профилю «драматургия цифровых медиа». Здесь научат всем тонкостям создания сценария: от зарождения идеи фильма до составления подробного плана воплощения ее на экране.
  • Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения готовит бакалавров и магистров по профилю «кинодраматург». Здесь обучают профессионалов, способных создавать литературную основу для художественных фильмов, сериалов, пьес. Кроме того, выпускники глубоко разбираются в звуковых и изобразительных решениях, присущих современному кинематографу, знают историю и теорию зарубежного и отечественного кино, сцены и ТВ.
  • Московский государственный институт культуры. Здесь можно получить специальность драматурга или литературного работника на факультете медиакоммуникаций и аудиовизуальных искусств. Стажировки организовываются в рекламных агентствах, органах власти, на радио, в редакциях газет и журналов.

Вспомним о еще одном интересном заведении, где выучиться на сценариста могут люди из других сфер деятельности. Высшие курсы сценаристов и режиссеров (г. Москва) – это единственное в своем роде учебное заведение, где всего за 2 года можно получить полноценное профессиональное образование. Выдающиеся преподаватели, лучшие авторские программы, встречи со знаменитыми кинематографистами – все это создает уникальную атмосферу для роста мастерства студента. Поступить сюда можно, уже имея диплом о высшем образовании, сдав творческое испытание.

Обязанности на работе

Сценарист за работой

Коротко остановимся на том, чем занимается сценарист на своем рабочем месте. Если он штатный сотрудник киностудии, телеканала, театра, другой организации или работает по их заказу, то в его основные обязанности может входить:

  • разработка концепций или идей театральных постановок, фильмов, массовых мероприятий, праздников;
  • создание рекламных или социальных видеороликов;
  • создание контента для визуализации своего или чужого сценария (реплики ведущих или актеров, подсказки и подводки и др.);
  • написание рекламных статей и пресс-релизов.

Во время съемок фильма или сериала сценарист может активно взаимодействовать с членами съемочной группы, в первую очередь с режиссером. Иногда нужно перерабатывать текст буквально на колене, поскольку ситуация требует срочной корректировки сюжета или диалога.

Теперь о том, что делает сценарист, когда он не в штате какой-либо организации и у него нет заказа. В таком случае он пишет сценарии, чтобы предложить их кино- или телестудии. Для этого необходимо только иметь стол, компьютер и настойчивость. Нередко ему приходится зарабатывать деньги другой деятельностью, а в свободное время писать, в надежде продать свой сюжет.

Кому подходит

Работа сценариста подходит творческим людям, которые умеют придумывать и рассказывать интересные истории, а это дано далеко не каждому. Хороший кинодраматург должен обладать такими профессиональными качествами:

  • писательский талант и любовь к этому занятию;
  • хорошо развитая фантазия;
  • эрудированность в разных сферах и начитанность;
  • богатый словарный запас;
  • знание различных исторических эпох и видов человеческой деятельности;
  • сценарное мышление (способность увязывать между собой различные жизненные ситуации, мотивировать действия и поступки героев);
  • умение работать быстро и укладываться в дедлайны.

Что касается личных качеств, то трудно обойтись без:

  • уверенности в себе;
  • чувства юмора;
  • внимательности к мелочам;
  • интуитивного мышления;
  • трудолюбия;
  • коммуникабельности и способности избегать конфликтов;
  • терпения (поскольку иногда один и тот же текст приходится править десятки раз).

К плюсам работы можно отнести признание в профессиональной среде и неплохой доход при достижении успеха, любимое занятие, знакомство с интересными людьми. Минусы – риск провала, нестабильность заработка, творческие кризисы, стрессы в процессе написания и корректировки сюжетов.

Сколько получают

В интернете заработная плата сценариста указана в размере от 40 до 70 тысяч рублей в месяц, однако здесь есть много нюансов. Во-первых, регион: в Москве платят гораздо больше, чем на местах. Во-вторых, сфера деятельности: сейчас проще заработать в IT-компаниях, разрабатывая идеи для компьютерных игр, или в event-индустрии, организовывая массовые мероприятия и шоу, чем в кинематографе. В-третьих – это уровень специалиста: некоторые яркие кинодраматурги, выдающие качественный продукт, ценятся очень высоко в отличие от рядовых представителей профессии.

При производстве популярных сейчас телесериалов на сценарий выделяется в среднем 3 % от общего бюджета проекта. Некоторым за один эпизод платят 60-70 тысяч рублей, другим – миллион, несмотря на то, сколько времени потрачено на его создание. Во многом это зависит от заказчика, зрительской аудитории и количества рекламодателей. В среднем на центральных каналах телесценарист зарабатывает от 100 до 250 тысяч рублей. За сценарий фильма целиком могут заплатить до 3 миллионов рублей, но разработка может занять 1-2 года.

Как построить карьеру

Из всех, кто мечтает стать профессиональным сценаристом, серьезного успеха добиваются немногие. Для этого необходим недюжинный талант, трудолюбие, умение зацепить зрителя своим сюжетом и заставить его сопереживать. Многие забывают про свою мечту о большом кино и зарабатывают деньги, организовывая юбилеи, свадьбы и дни рождения.

Только самые упорные и целеустремленные добиваются своего. Они подрабатывают на любых халтурах, но никогда не забывают о своем истинном призвании. Для этого им приходится постоянно участвовать в проводимых в интернете конкурсах, отправлять заявки в кинокомпании, обращаться к режиссерам и продюсерам, искать другие способы привлечь внимание к своему творчеству.

Однако и здесь есть один важный нюанс. Большинство зрителей, выйдя из кинотеатра, смогут назвать исполнителей главных ролей, некоторые вспомнят режиссера и композитора, но сценарист фильма не известен практически никому. Публичная популярность кинодраматургу не грозит, по-настоящему оценить уровень его таланта могут лишь коллеги по творческому цеху.

Перспективы профессии

Сценарист – это человек, без которого невозможно развитие современного кино, телевидения и театрального искусства. В конкурентную борьбу за увлекательные сюжеты включились также IT-сфера и индустрия развлечений. Спрос на качественный продукт сейчас просто огромен, однако найти сильный сценарий – большая проблема. Причиной такой ситуации является то, что из общей массы людей, называющих себя сценаристами, истинным талантом обладают очень немногие.

Автор: Алексей Кузнецов

Добавить комментарий