Что такое сквернословие? Проблема сквернословия

Привычные разговорные формулировки могут быть неприемлемыми, просто люди об этом нечасто задумываются. В результате взрослым остаётся только удивляться, где дети учатся «плохим словам» и почему они оказываются до такой степени привлекательными. Что такое сквернословие, почему оно так быстро распространяется и как с этим бороться?

что такое сквернословие

Определение термина согласно словарям

Академическое определение можно сформулировать следующим образом: сквернословие - это речь, в которой присутствуют бранные непристойные слова. При этом скверной называют не только обсценную лексику, но и грубые формулировки, призванные оскорбить и обидеть собеседника.

Лукавые попытки отделить мат от «дозволенных» ругательств на самом деле призваны размыть грань между приемлемым и неприемлемым лексиконом. Что такое сквернословие на самом деле? В широком смысле это может быть преднамеренно обидная речь, даже если в ней нет ни одного бранного слова. Чаще грубые выражения условно разделяют по степени допустимости, и на основании этого принимается субъективное решение: порицать говорящего или счесть, что он держится в шатких рамках приличий.

сквернословие классный час

Многие с сожалением признают, что именно дети с определённого возраста охотно унизывают свою речь бранью. Почему так происходит? Бунтующий подросток попадает в сеть простейшего принципа «бунт ради бунта». То, что должно быть инструментом для достижения некоей цели, принимается за саму цель, смещаются акценты. Если подростка спросить, почему он так охотно ругается, скорее всего, ответом будет невнятное объяснение в стиле «все побежали — и я побежал».

Если перед подростками поднимается тема «Сквернословие - это плохо», то он лишний раз получает подтверждение, что взрослые ничего не понимают. Стремление научить хорошему во что бы то ни стало приводит взрослых к прямо противоположному результату. Приходится признать, что бранный лексикон присутствует в повседневной жизни, причём в таких количествах, что обходящийся без ругани человек выглядит странно и вызывает подозрения.

тема сквернословие

Учитель в роли воспитателя

В школе воспитательные функции должен брать на себя классный руководитель. Разумеется, это не значит, что другие преподаватели остаются в стороне - это коллективная работа. Что же может сделать учитель, чтобы побороть процветающее среди учеников сквернословие? Классный час, посвящённый этой проблеме, можно провести и на основе методической литературы. Однако работа над заданной темой не ограничивается одной лекций на тему «Дети, ругаться нехорошо!». Поможет только планомерная работа, и личный пример тут имеет огромное значение.

Разговорные нормы

Общепринятые стандарты общения предполагают, что бранная лексика неуместна. При этом в категорию ругани попадает не только классический мат, но и вульгарные наименования половых органов, выделений человеческого тела, названия некоторых животных, птиц, деревьев, предметов. Если анализировать бранный лексикон, то можно только поражаться его многообразию. Например, нет ничего ущербного или стыдного в птице курице, но если назвать курицей женщину, уточнив при этом, что птица мокрая, то вряд ли она примет это в качестве комплимента.

Своеобразный вирус сквернословия расползается очень быстро. Ругательства подхватываются даже взрослыми людьми, дети ежедневно слышат от десятка до сотни бранных слов. Никакие лекции про ущербность такого стиля общения не срабатывают, поскольку в данном случае теория не подтверждается практикой. Стадный инстинкт надёжно удерживает тех, кто пытается прекратить поток ругани. Тем не менее можно привести достаточно веские доводы против сквернословия.

сквернословие презентация

Энергетическая сила слов

Во время исследований учёные подтвердили, что звуки имеют энергетическую природу, которая влияет на окружающих. Подтверждено, что колокольный звон способен уменьшать количество болезнетворных организмов, а включенная стакану воды классическая музыка улучшает её структуру.

Неблагозвучные же комбинации искажают эту структуру. Если на протяжении некоторого времени ругать воду, то при замерзании она выдаёт ущербные композиции. Снежинки получаются искалеченными, в них отсутствует стройная симметрия. Что такое сквернословие с позиции энергетики? Это деструктивный посыл в пространство, призванный нести зло буквально на молекулярном уровне.

вирус сквернословия

Использование обсценной лексики в повседневной жизни

Обилие брани вокруг нас порой зашкаливает. Если раньше в художественных произведениях обсценную лексику вкладывали в уста отрицательных героев, чтобы подчеркнуть их плохие качества, то сейчас она внезапно оказывается своеобразным символом «крутости». Сама проблема сквернословия заключается в подмене понятий. Плохое объявляется хорошим или хотя бы допустимым, приемлемым. Родители не видят ничего особенного в том, что они оскорбляют своих детей, а после этого требуют от них культурной речи, а ведь это взаимоисключающие явления.

Как привить детям культуру речи?

Лекции, воспитательные беседы и откровенное запугивание, когда за отпущенное ругательство ребёнок наказывается, причём нередко с бранью со стороны карающего взрослого, работают лишь отчасти. Вернее, они не работают так, как надеются воспитатели. Детям просто не объясняют, чем на самом деле является сквернословие. Презентация брани как неотъемлемой части лексикона «крутых людей» переполняет окружающую действительность.

Стоит помнить о простой истине: дети учатся, наблюдая за взрослыми. Если окружающие не сквернословят, то и дети не будут, просто потому, что не увидят примера, которому хочется последовать. Конечно, чадо может подцепить привычку ругаться извне, но и тут родителям и воспитателям стоит проявить мудрость. Почему подростки грубят? «Чтобы показать им всем». Что именно показать и зачем — на этот вопрос вряд ли сможет ответить хоть один подросток. Они хотят смутить собеседника, вывести его из равновесия. Если это не работает, то негодный инструмент скоро окажется забыт, поэтому не стоит поднимать крик из-за того, что ребёнок выругался. Спокойное удивление может сработать гораздо эффективнее.

проблема сквернословия

Что можно сказать в защиту ругани?

Нельзя сказать, что сквернословие однозначно осуждается всеми здравомыслящими людьми. Есть мнение, согласно которому, ругань помогает несколько снизить эмоциональный накал, спустить пар. Данную точку зрения блестяще сформулировал Герберт Уэллс в рассказе «Свод проклятий». Там описывается человек, который занимается сбором и систематизаций всевозможной брани. Энтузиаст своего дела, профессор Гнилсток, с риском для собственного здоровья и жизни даже нанял слугу в Калькутте и выгнал его, не заплатив жалования. И всё это исключительно ради того, чтобы, млея от счастья, записывать ругань, которой разъярённый бенгалец поливал своего подлого работодателя несколько часов подряд.

Уэллс назвал ругань «эмоциональным рвотным», то есть средством, которое помогает исторгнуть наружу отраву и выжить. Эмоциональные экспрессивные ругательства - это всего лишь сотрясания воздуха. Человек, который от души выругался, с меньшей вероятностью ударит собеседника, а тот, кто вынужден терпеть и сдерживаться, вполне может и убить. Конечно, гениальный писатель посмеялся над ситуацией со сквернословием в своём рассказе, но думающие читатели наверняка найдут в нём пищу для размышлений.

Увы, уровень культуры речи сегодня так катастрофически низок, что к «ненормативной лексике», как именуется брань в лингвистике, не стыдятся прибегать ни политики в публичных выступлениях, ни журналисты, что уж говорить о «простых смертных»: многие по-матерному разговаривают, умудряясь почти не прибегать к иным словам. Все это очень печально, особенно потому, что сквернословие – это не только и не столько проблема культуры. И менее всего проблема культуры. О том, почему сквернословие – зло, чем оно опасно с духовной точки зрения, к каким силам взывает ругающийся, говорят пастыри Русской Православной Церкви, давая и советы, как воздерживаться от сквернословия, как противостоять искушению выругаться.

Мытарство 1-е, грех языкаМытарство 1-е, грех языка

Сквернословие – это порабощение бесовским силам

Игумен Нектарий (Морозов):

– Слово – это универсальный инструмент, который дан нам для общения с людьми, но в словесную форму мы обращаем чаще всего и свою молитву к Богу. Бывает, конечно, такая молитва, как говорит святитель Феофан Затворник, когда мы молимся не словами, а чувством, какой-то мыслью, в слово не оформившейся. Но чаще всего мы всё же обращаемся к Богу словесно. Когда человек использует данный ему дар слова настолько нерассудительно, небрежно, что позволяет себе произносить гневные слова, это и нелогично, и неестественно, ибо, как указывает апостол Иаков, не может из одного источника истекать и горькая, и сладкая вода (ср.: Иак. 3: 11–12). Не может человек одними и теми же устами и Бога прославлять, и кого-то хулить.

Когда человек сквернословит, он оскорбляет не столько свои уста, сколько свое сердце, и потом бывает очень трудно по-настоящему к Богу обращаться.

Протоиерей Сергий Правдолюбов:

– Слова не нейтральны. Они взаимосвязаны с окружающим нас миром. В отличие от животных, которых называли в древности безсловесными, человек обладает высшей степенью словесности, разумности. Он может прославить языком Бога, а может кого-то обругать или проклясть. Можно произнести простые слова: «Не знаю этого Человека», – и отречься от Него. А можно сказать: «Я верен Ему даже до смерти!» – и стать мучеником.

Употребляемые многими людьми сквернословия – это эвфемизмы, то есть не договоренные до конечного смысла слова, только намеки, полуназвания. А откровенная ругань без прикрас – страшна и ужасна!

Один заключенный Соловецкого лагеря особого назначения рассказывал с трепетом о том, как он слышал полноценные ругательства больших мастеров такой ругани среди заключенных в 1936 году. Он говорил, что человек, который так виртуозно ругался, не учился ни в семинарии, ни в духовном училище, но ругался с такими тонкостями и почти невозможным для простого человека знанием догматики и богословия, что становилось видно, что это трансляция мыслей и слов тех страшных сил, которые борются с Богом всегда. Повторение таких слов есть присоединение к той силе, которая именно так воспринимает Бога. Облегченные смыслы и эвфемизмы не устраняют самой сути и силы этих слов. Вот почему надо твердо и ответственно беречься от употребления таких слов и избегать сначала подчинения, а потом порабощения этим бесовским силам.

Протоиерей Максим Козлов:

Сквернословя, мы погрешаем против одной из черт подобия Божиего в нас – способности слова

– Грех сквернословия, на мой взгляд, страшен тем, что мы погрешаем против одной из черт подобия Божиего в нас. Этой чертой является, по преподобному Иоанну Дамаскину, способность слова. Соответственно, враг рода человеческого более всего желает исказить в человеке то, через что человек становится Богу подобным. Исказить любовь, исказить чистоту, простоту души. Стремится он исказить и употребление дара слова, отличающего нас от всего иного видимого творения. И борьба против сквернословия – это не борьба против вредной привычки. Это борьба за то, чтобы оставаться христианином.

Как не поддаться искушению сказать гнилое слово

Протоиерей Олег Стеняев:

– В Священном Писании говорится о том, что надо опасаться праздных слов, надо опасаться гнилых слов. Так, в Послании к Ефесянам апостол Павел пишет: «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим. И не оскорбляйте Святаго Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления» (Еф. 4: 29–30).

Совет людям гневливым: если раздражение подходит, то старайтесь говорить как можно медленнее

Человек должен очень аккуратно относиться к своим словам, поэтому я обычно даю такой совет людям гневливым: если раздражение подходит, то старайтесь говорить как можно медленнее. Как в Послании апостола Иакова сказано: кто может обуздать язык, обуздает и все тело (ср.: Иак. 3: 2). Когда человек переходит на медленную речь, ему легче ее контролировать. Он сможет избегать праздных и гнилых слов, клеветнических высказываний.

Мы должны контролировать нашу речь, насколько это возможно. Даже когда мы что-то выговариваем людям, мы должны четко понимать, для чего мы это делаем. Хотим ли мы помочь человеку? Или мы хотим опозорить его или даже погубить? Нам заповедали, что со словами обличения нельзя подходить ни к какому грешнику, если у нас нет слов исправления для этого человека. Вот об этом всегда надо помнить.

Протоиерей Александр Кузин:

– Сквернословие – следствие обуревания сердца нечистыми страстями, «ибо от избытка сердца говорят уста» (Мф. 12: 34). Бывает, что в общем-то чистый человек попадает в среду, где господствует сквернословие, – в армию, на стройку и т.п. Требуется употреблять усилие, чтобы не поддаться искушению. Поддался – кайся. Не поддаешься – несешь свой крест исповедания Христа – и помоги тебе, Господи.

Протоиерей Павел Гумеров:

– Сквернословие – это большой грех. И не только сквернословие, но и любое грубое, бранное слово. Апостол Павел говорит: «Никакое слово гнилое да не исходит из уст ваших» (Еф. 4: 29). Совершенно недопустимо засорять свою речь матерной бранью – не только для христианина, но и для человека, у которого просто есть совесть.

Но это не только тяжелый грех, но еще и преступление. Административный Кодекс Российской Федерации нецензурную брань в общественных местах рассматривает как правонарушение – «мелкое хулиганство», которое карается штрафом или административным арестом до 15 суток. Статья эта очень редко применяется, но если найдутся свидетели или попадется дотошный полицейский, то человека могут оштрафовать или отправить на 15 суток. А если нецензурная брань будет высказана в адрес конкретного лица, то это уже оскорбление – преступление не административное, но уголовное. Статья 130 Уголовного Кодекса предусматривает наказание за оскорбление с употреблением нецензурной брани. Как видим, все очень серьезно.

Нельзя легкомысленно относиться к брани. Это всегда оскорбление чувств другого человека, а ведь если кто-то хочет другого человека оскорбить, то оскорбляет что-то для него святое. А самое святое для человека – это его мать или его вера. Оскорбление веры карается у нас теперь по закону. Но и оскорблением матери ты наносишь человеку очень серьезную обиду.

Употребляя матерную брань, мы участвуем в языческом призывании темных сил

Почему сквернословие для христианина – серьезный грех? Потому что, как, например, пишет епископ Варнава (Беляев), корни сквернословия – в языческом фаллическом культе. Этот культ поклонения всяким мерзостям присутствовал у многих языческих народов. Так что если человек эти слова произносит, даже не желая кого-то обидеть, просто для связки слов, он мало того что оскорбляет мать того человека, к которому обращается – и не только его мать, но, как говорили еще наши предки, он оскорбляет Матерь Божию и нашу землю – три сразу оскорбления. Так вот, он еще волей-неволей читает языческие заклинания фаллического культа. Этот культ связан с языческим поклонением силам плодородия и сопровождался всякими непотребствами. Он был или есть у всех языческих народов, в славянском язычестве в том числе. Он и сейчас практикуется различными родноверами, когда они около фаллического столба пляшут. Так что употребляя матерную брань, мы участвуем в языческом призывании нечистой силы.

Сквернословя, ты, как христианин, отрекаешься от веры и служишь всяким нечистым инфернальным сущностям. Так что это очень страшное дело.

В течение дня фиксировать, сколько раз ругнулся, а вечером класть за каждое гнилое слово 10 поклонов

Избавиться от привычки к брани сложно. Это страсть, устойчивая греховная зависимость. Один военный дал такой очень хороший совет – а среди военных, к величайшему сожалению, эта страсть распространена. Так вот, он говорил так: «Я в течение дня старался фиксировать, сколько раз ругнулся матом, а потом, придя вечером в казарму, клал за каждый мат 10 поклонов. И когда сделаешь 100 поклонов, мне уже в следующий раз ругаться не хочется». Вот так человек сам себя исправлял. Мне кажется, очень эффективно, когда ты сам фиксируешь свой грех и потом хочешь сам себя наказать за него. Конечно, фиксировать сложно; может быть, стоит какой-то блокнот завести, чтобы в нем отмечать, сколько раз ты не удержался. Но совет мне кажется хорошим.

Невозможно сквернословить и молиться!

Протоиерей Алексий Уминский:

– Грех сквернословия имеет двойную злую особенность. Прежде всего, это грязное осквернение себя самого. Потому что слово велико само по себе. Потому что мы знаем, что слово есть Бог. Бог есть Слово. И «словом Господним небеса утвердишася, и духом уст Его вся сила их» (Пс. 32: 6). Потому что даже само слово «человек» – русское слово, неправильно иногда трактуемое как составное от «чело» и «век», – значит «словесный». Человек – это значит: «словесный». И славяне – от слова «словесный». Слово – это то, что делает человека человеком, то, что отличает человека от животного. То, что делает человека образом и подобием Божиим. И когда человек это слово начинает унижать, уничтожать, опустошать, то человек самого себя опустошает.

Второе: слово имеет силу. Об этой силе слова прекрасно написал наш великий русский поэт Николай Гумилев:

В оный день, когда над миром новым Бог склонял лицо Свое, тогда Солнце останавливали словом, Словом разрушали города.

И орел не взмахивал крылами, Звезды жались в ужасе к луне, Если, точно розовое пламя, Слово проплывало в вышине…

Сквернословие – это разрушение мира. Бог созидает – а человек разрушает

Слово может созидать, и слово может разрушать. Слово Божие – созидательно. И слово человеческое может быть созидательно. Слово святых созидательно. Слова добра и любви очень созидательны. А вот мат и сквернословие – разрушительны. Они несут в себе призрак страшнейшего разрушения мира. Бог созидает, а человек разрушает; Бог строит, а человек уничтожает. И потому сквернословие имеет эти два смысла. А может быть, даже и больше смыслов. Но мне кажется, эти два, о которых я сказал, наиболее опасны.

Священник Александр Шумский:

– Лучше апостола Иакова об этом никто не сказал: «Так и язык – небольшой член, но много делает. Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает! И язык – огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны» (Иак. 3: 5–6).

Действительно, лучше не скажешь. Черное слово произнес – и все оскверняется: и тело, и душа. И люди, которые это слышат, тоже оскверняются. Сам не ругаешься матом, например, но находишься среди тех, кто сквернословит, – и через какое-то время чувствуешь себя так, будто тебя дерьмом облили из пульверизатора, – хочется пойти в душ помыться. Потому что, хочешь, не хочешь, но ты все равно эти слова в себя вбираешь, хоть и не произносишь их.

По слову апостола, язык, воспаляясь от геенны, воспаляет и круг жизни. Это воспаление, это гной – духовный гной, который накапливается в ране, потом прорывается. Страшная вещь.

Сквернословие – это антимолитва, это жертва сатане по сути дела. Раз я одному сквернослову сказал: «Вот ты можешь часами ругаться матом, не испытываешь никакой трудности, чтобы эти слова произносить. А попробуй хотя бы одну минуту говорить: “Господи, помилуй!” Два слова – всего одну минуту!» И он не смог. Он разозлился и еще меня матом обругал после этого. Вот такой печальный эксперимент. Попроси человека пару минут вместо сквернословия помолиться – хотя бы на спор. Ведь не произнесет даже короткую Иисусову молитву. Будет еще злиться и драться полезет.

Невозможно материться и молиться!

Диакон Владимир Василик:

– Сквернословие страшно тем, что человек погружается в мир бесовской одержимости. Произнося скверные и хульные слова, он становится бесовским сосудом и бесовским рупором. Один философ сказал, что мы становимся тем, что мы едим, и мы становимся тем, что мы произносим. Поэтому страшны и сквернословие, и злословие. Потому что человек, говоря гадкие вещи, сам становится подобен им – проще говоря, сам становится гадом.

Я понимаю, почему люди сквернословят. Они сквернословят для того, чтобы не драться, для того, чтобы не набивать друг другу физиономии, но это плохой выход. Это называется черная исповедь, это вывод пара, вывод эмоций, которые на самом деле никуда не уходят, а оседают еще глубже в человеке и его отравляют. В конечном счете могут при определенных условиях спровоцировать его и на преступление.

Единственное средство, чтобы не гневаться и не сквернословить, – это исповедь и молитва. Тем более что Дух Божий и Дух Святой не совместимы со сквернословием, как несовместима с дымом пчела.

И еще один момент: произнося матерные слова, мы унижаем и оскорбляем свою мать; и во-вторых, оскорбляем Матерь Божию. А известно, что Господь наказывает за это. Как шли русские воины на поле Куликово? С молитвой, с духовным песнопением. И в день Рождества Пресвятой Богородицы, Божией Матери, Бог даровал им победу. Почему мы сплошь и рядом проигрывали в сражениях в XIX и XX веках? Потому что шли с матюгами. Вот и получаем по полной программе за это. За неумение хранить свои уста.

Для современного человека, как никогда, важен личный аскетизм, умение воздерживаться. Как никогда, при нынешнем продовольственном изобилии важны посты. И поэтому, слава Богу, проект решения Всеправославного Собора по посту, совсем недавно обнародованный, никак не посягает на его основу. Если при прежнем рискованном земледелии, при том голоде, который периодически начинался, люди находили в себе силы поститься, то нам стыдно не поститься. Понятно, почему люди сквернословят. От обжорства и пьянства. От пьянства, конечно, больше. «Отчего согрешила сестра твоя, Содома, если не оттого, что ела хлеб свой досыта и пресыщения?» – спрашивает Иезекииль.

Вот явные причины сквернословия: распущенность, обжорство, пьянство, ущемленная гордыня, большое количество отрицательных эмоций, с которыми дисциплинированный и нравственный человек с Божией помощью сможет и должен разобраться.

Сквернословие прочно вошло в наше общество и даже стало чем-то обыденным. Уже никого не удивляют дети, кроющие матом, как взрослые – такая картина, к сожалению, свойственна для многих городских окраин.

Культура нашей речи стала настолько низкой, что порой даже образованные люди не могут связать двух слов, неосознанно употребляя нецензурную брань в своем обыденном разговоре. Давайте попробуем понять, сквернословие – это только моральная проблема или еще и духовная?

Почему нецензурная брань считается грехом и как она может быть опасна для человека

Чем опасно сквернословие?

Слово это универсальный инструмент – мы можем им подбодрить собеседника, а можем и ранить. Мы знаем, что “вначале было слово” и как же страшно, когда это слово коверкается, опошляется и превращается в ругательство.

Слова, которые мы говорим, не просто выходят из наших уст, они являются выражением того, что находится в нашей душе и сердце. Если человек постоянно сквернословит – это признак того, что его душа отравлена ядом, ведь слова являются очень точным индикатором внутреннего состояния.

Святые Отцы прямо называли грех сквернословия проделками диявола. Они считали, что задача врага рода человеческого состоит в том, чтобы исказить в человеке образ Божий. И сквернословие – один из способов сделать это. Поэтому, отучиться сквернословить это не просто избавиться от плохой привычки – это значит сохранить в себе человека и христианина.

«Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим. И не оскорбляйте Святаго Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления» (Еф. 4: 29–30).

Мы видим, что апостол Павел в послании к Ефесянам сказал о сквернословии. Он буквально сравнивает это произнесение гнилых слов с хулой на Святого Духа, а это, как известно, единственный грех, который не может быть прощен.

Из этого следует, что все мы, особенно верующие люди, должны контролировать свою речь и не допускать произнесения скверных слов.

Не следует засорять речь матерной бранью, тем более в нашем богатом русском языке существует такое разнообразие слов, что всегда можно найти подходящее под любую ситуацию!

Что такое сквернословие?

«Не употребляй нецензурных и вообще никаких грязных, ругательных слов. Проходя через твоё сознание, твой язык, они загрязняют тебя, твой ум, твою душу. Употребляя грязные слова, ты сам становишься грязнее»

Ф.Г. Углов

Сквернословие происходит от слова «скверна». В словаре В. Даля сказано: «скверна - мерзость, гадость, пакость, всё гнусное, противное, отвратительное, непотребное…». Корни сквернословия уходят в далёкую языческую древность. Скверные слова были включены в заклинания, обращённые к языческим божествам, мат являлся языком общения с демонами. Наши предки произносили эти слова, призывая себе на помощь демонов зла. Ведьмы и колдуньи использовали сквернословие в своих наговорах, насылая проклятие.

Именно с этим связан механизм влияния сквернословия на человека. Мат пробуждает в его подсознании доставшиеся человеку вместе с генной памятью «психовирусы». Употребляя мат в разговоре с друзьями, родными, современные люди, сами того не подозревая, совершают сокровенный ритуал, призывая зло.

Заблуждением является общепринятое мнение насчет того, что мат — это славянская традиция. Сквернословие на Руси примерно до середины 19 века не только не было распространено, но и являлось уголовно наказуемым. Во времена Михаила Фёдоровича и Алексея Михайловича за сквернословие полагалось телесное наказание.

Потом пришли иные времена. Грубая брань зазвучала сначала в кабаках, а потом выплеснулась на улицы городов.

В 19 веке сквернословие постепенно из ругани превратилось в основу языка фабричных рабочих и мастеровых.

Как же влияет сквернословие на здоровье?

Ученые Российской академии наук пришли к выводу, что при помощи словесных мыслеобразов человек созидает или разрушает свой наследственный аппарат. Оказывается, ДНК способна воспринимать человеческую речь и читаемый текст по электромагнитным каналам. Одни сообщения оздоравливают гены, другие травмируют, подобно радиации. Например, добрые слова пробуждают резервные возможности генетического аппарата, а проклятия, матерщина вызывают мутации, ведущие к вырождению. Любое произнесенное слово не что иное, как волновая генетическая программа, влияющая на нашу жизнь и жизнь наших потомков.

Другая группа ученых под руководством доктора биологических наук И.Б. Белявского семнадцать лет занималась проблемой сквернословия. Они доказали, что заядлые матерщинники живут намного меньше, чем те, кто не сквернословит, потому что в их клетках очень быстро наступают возрастные изменения и проявляются различные болезни.

О том, что сквернословие — далеко не безобидная привычка, говорят нам и другие научные исследования. Группа российских физиков сконструировала специальный аппарат, позволяющий трансформировать звуковые колебания в электромагнитные. В ходе изучения влияния на растения энергетического потенциала слов, в том числе и бранных, учёные установили, что почти все «обруганные» матом семена растений погибли, а выжившие стали генетическими уродами, не способными программировать развитие здоровой жизни.

К сожалению, сквернословие негативно влияет не только на здоровье тех, кто ругается, но и тех, кто вынужден слушать ругательства. А ведь наши предки давно знали, что злые слова убивают. Есть прекрасная мудрость: "Словом можно убить, словом можно спасти».

Сквернословие - оружие неуверенных в себе людей. Грубость позволяет им скрыть собственную уязвимость и защищает их.

Матерная брань — это не только набор непристойностей. Подобная лексика свидетельствует о духовной болезни человека. Ведь слово — не просто набор звуков, выражающих мысль. Оно способно очень многое рассказать о нашем душевном состоянии.

Практические советы по замене скверных слов.

1. Отвечая на звонок, говорить "Алло", "Да" и "Какого хрена!" стало старомодно. Есть другое нужное слово: "Внемлю!". Если неологизм с перепугу забылся, можно заменить фразой "Кому я понадобился?", произносимую со МХАТовским драматизмом.

2. На нежелательные вопросы, требующие немедленного ответа. Типа "Тебя колышет?!", есть замечательная фраза: "Вам, сударь, какая печаль?".

3. Целый ряд идиоматических выражений типа: "твою мать" и "ну ни хрена себе" заменяется фразой: "Больно слышать", произносимой с Шекспировским трагизмом.

4. В ходе научного спора, аргумент "Я тебя сейчас в асфальт закатаю!" правильнее заменить фразой: "Голубчик, не утруждайте себя в поисках профанаций".

5. Часто мы просим друзей и родных: "Вась, сгоняй кабанчиком за хлебом". Это неправильно. Просить об одолжении необходимо так: "Дружище, да не будет тебе в тягость..." и далее по тексту.

6. Если после ряда аргументов, необходимо подкрепить свою позицию крепким словцом, существует на выбор несколько вариантов:

"Ну ты, вонючий урод" должно произноситься, как "Ох, и плутоват же ты, шельма!";

"Баран, за базар ответишь?!" - "Я недосягаем для ваших дерзновенных аргументов и дедукций";

"Тормоз ты редкостный" - "Да вы просто рутинер, милейший!";

"Сам понял, что сказал, дебил?" - "Ваши слова, уважаемый, бурлеск чистой воды. Равно как и вы - акциденция современности".

Говорите и пишите по-русски правильно, пожалуйста, а то больно слышать.

Здравствуйте, уважаемые посетители!Я управляющий партнер юридической компании «АЛЬФА Легал»! www.alfa-legal.ru звоните 89811359111

Сквернословие

Предлагаем вашему вниманию пятую статью в серии публикаций, посвященных заповедям речи, которые даны в Библии. В первой статье изучался вопрос значимости качества речи и духовной составляющей слов, во второй – соотношение правды и лжи в устах человека, в третьей запрет ходить переносчиком, в четвертой речь шла о таком явлении, как проклятие, изрекаемое устами. В этой статье мы будем изучать, что в Библии написано о сквернословии.

Распространенность явления.

Сквернословие представляет собою широко распространенное явление. В свое время М. Е. Салтыков-Щедрин констатировал: «Кому не лень, только тот не ругает, и все самыми скверными словами… Исправник ругается, становой ругается, посредник ругается, старшина ругается, сторожа ругаются, а нынче еще урядников ругаться наняли» («За рубежом», 1880-1881). Не обошло это явление и интеллигенцию. По словам того же писателя, «никто так не любит посквернословить... как русский культурный человек...» (там же). Более того, согласно мнению Зигмунда Фрейда, «человек, который первым вместо камня бросил в своего противника бранное слово, заложил основы нашей цивилизации». То есть сквернословие, якобы, является признаком цивилизованного человека!

С тех пор ситуация не изменилась. Генерал А. И. Лебедь как-то высказался своеобразно и точно, описывая уже более близкие к нам времена: «Мы матом не ругаемся, – сказал он, – мы им разговариваем». А «британский психотерапевт К. Уоллес в результате многолетних наблюдений пришел к выводу: люди хорошо воспитанные, деликатные, избегающие сквернословия оказываются более уязвимы для стресса и в результате чаще страдают различными психосоматическими расстройствами. Доктор Уоллес советует во избежание нервно-психического перенапряжения ежедневно уединяться (приличия все-таки следует соблюдать!) и давать волю своим чувствам в самых непристойных выражениях» (Популярная психологическая энциклопедия).

Базовая терминология.

Поговорим об определениях. Что такое сквернословие? Согласно толковому словарю Ушакова, это «речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, брань»; толковый словарь Ефремовой дает схожее определение: «неприличные, непристойные слова, выражения; брань, ругательства» (Новый словарь русского языка). Однако какие слова являются неприличными, непристойными, бранью? Какие слова являются «скверными»?

Анализируя явление сквернословия, специалисты отмечают «преобладание в ругательствах сексуальных мотивов», в частности, «пожелания… стать жертвой неприятностей, не в последнюю очередь – жертвой насильственного, нежеланного, противоестественного полового акта» (Популярная психологическая энциклопедия). Интересно также отметить, что «тематика ругательств в разных языках схожая – “телесный низ” и все, что связано с отправлением физиологических потребностей» (Алексей Дмитриевич Шмелев, доктор филологических наук, заведующий отделом культуры русской речи Института русского языка).

Эти научные данные о тематике сквернословия совпадают с библейскими. Слово «сквернословие» в Синодальном издании является переводом греческого термина αἰσχρολογία (айсхрологиа), которое, в свою очередь, состоит из двух слов, αἰσχρός (айсхрос) – постыдный, и λέγω (лэго) – говорить; дословно, «говорить постыдное». Понятие же стыда в Библии впервые появляется в контексте телесной наготы – «И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились…И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания» (Бытие 2:25; 3:7). Стыд в этом отрывке связан с органами, покрытыми «опоясаниями». Еще один пример: «подбери подол, открой голени, переходи через реки: откроется нагота твоя, и даже виден будет стыд твой» (Исаия 47:2,3). В обоих отрывках Септуагинта – греческий перевод Торы и Пророков – содержит слово, которое является первой частью изучаемого термина, αἰσχρολογία (айсхрологиа), сквернословие.

Хорошее определение постыдному дано непосредственно в Торе: «Если у тебя будет кто нечист от случившегося [ему] ночью, то он должен выйти вон из стана и не входить в стан,а при наступлении вечера должен омыть [тело свое] водою, и по захождении солнца может войти в стан.Место должно быть у тебя вне стана, куда бы тебе выходить;кроме оружия твоего должна быть у тебя лопатка; и когда будешь садиться вне [стана], выкопай ею [яму] и опять зарой [ею] испражнение твое; ибо Господь Бог твой ходит среди стана твоего, чтобы избавлять тебя и предавать врагов твоих [в руки твои], а [посему] стан твой должен быть свят, чтобы Он не увидел у тебя чего срамного и не отступил от тебя» (Второзаконие 23:10-14). Здесь слово «срамное» (тот же самый термин в Септуагинте) описывает поллюцию (непроизвольное семяизвержение) и испражнения – и то, и другое есть функция «телесного низа».  

Непосредственно в Апостольских Писаниях для иллюстрации значения слова  αἰσχρολογία (айсхрологиа) уместно процитировать Послание Ефесянам 5:12 – «Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить». В этом стихе используются обе составляющие – и αἰσχρός (айсхрос), и λέγω (лэго) – и переводятся фразой «стыдно говорить». Соответственно, сквернословие, – это, дословно, «стыдословие». Как видим, библейская терминология, используемая для описания сквернословия, указывает и его тематику – телесная нагота в районе пояса, половые органы и их функции, и орган испражнения и его функции. Это полностью совпадает с определением, принятым в научной литературе.

Библия о сквернословии.

Как же Библия относится к сквернословию? Вот один из отрывков: «Также сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны [вам], а, напротив, благодарение» (Послание Ефесянам 5:4). Это заявление апостола Павла находится во второй части его послания, которая посвящена вопросам практической жизни. Завершив богословский раздел, представление истины, автор далее демонстрирует, как жить тем, кто принял эту истину в свое мировоззрение, и в начале практического раздела пишет: «Итак я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны» (Послание Ефесянам 4:1). Частью этой достойной жизни является свобода от сквернословия.

Эта мотивация для чистой речи – «поступать достойно звания» – обладает большой силой. Как в известном наставлении мамы своему малолетнему сыну: «Негоже тебе, умному мальчику, будущему врачу, принимать пищу неумытыми руками!» Однако, к сожалению, подобной мотивации бывает недостаточно. Поэтому Дух Святой побудил апостола предупредить и о последствиях нарушения Божьей воли в следующем же предложении указанного послания, где содержится неодобрение сквернословия: «ибо знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога. Никто да не обольщает вас пустыми словами, ибо за это приходит гнев Божий на сынов противления» (Послание Ефесянам 5:5,6). Человек «нечистый» устами «не имеет наследия в Царстве Христа и Бога… за это приходит гнев Божий» на тех, кто противится, грешит сознательно и упорно.

Вот еще один отрывок на изучаемую тему: «А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших» (Послание Колоссянам 3:8). Как и в послании Ефесянам, ближайший контекст этого призыва содержит два вида мотивации для отклика. Сразу после процитированного стиха следуют такие слова: «совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его» (cт. 9,10). Вы теперь новые люди – говорит апостол Павел, – а новым людям присуща новая лексика! Непосредственно перед изучаемым стихом, однако, содержится предостережение: «Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение, за которые гнев Божий грядет на сынов противления» (ст. 5,6). За «нечистоту» уст противники вкусят гнев Божий.

Выводы.

Итак, еще одной из заповедей речи, открытых в Библии, является запрет на сквернословие. Эти слова не приличны тем, кто отождествляет себя с Богом; более того, их регулярное употребление влечет за собой гибель. Однако, прочитав об этом, кто-то может впасть в другую крайность (в противовес практике ненормативной лексики) – прийти к выводу, что Библия в принципе против использования в речи терминов, описывающих вопросы половой жизни и отправления физиологических потребностей. Это было бы ошибкой! Священные Писания отнюдь не чураются тематики «телесного низа»; напротив, им чужда надуманная чванливость в этих вопросах. Библия свободно и много говорит на указанные темы! В качестве примера приведем Второзаконие 25:11 – «Когда дерутся между собою мужчины, и жена одного подойдет, чтобы отнять мужа своего из рук бьющего его, и протянув руку свою, схватит его за срамный уд…». «Срамный уд!?» – воскликнет современный читатель – это что? Тут Синодальный перевод использовал эвфемизм русского языка 19-го века, между тем как в оригинале используется технический термин מְבוּשִׁים (мэвушим), означающий мужские гениталии.

Священные Писания, таким образом, запрещают именно сквернословие – постыдные, вульгарные слова, описывающие «телесный низ» и его отправления.

Виталий Олийник,

Центр духовного просвещения

***

Оригинал статьи размещёнздесь

Понравилась статья? Жмите "палец вверх", комментируйте, делитесь статьёй.
Подписывайтесь на мойДзен канал.
Заходите на мойканал на YouTube.
Больше статей насайте.

О том, что такое сквернословие, лучше всего могут рассказать филологи. Впрочем, тема актуальна и во многих религиозных учениях, постулаты которых запрещают использовать нецензурные, неэтичные выражения. В общем случае под сквернословием принято понимать такую личностную особенность, которая выражается в наполнении своей речи неприличными, ругательными, непристойными фразами.

что такое сквернословие

Забавные легенды

О том, как сильно влияет сквернословие в нашей жизни на повседневность, может рассказать такой вот исторический анекдот: при Ватерлоо в битве англичане окружили бравых французов. Английский герцог, впечатленный смелостью противника, решил отпустить их – ведь убивать столь славных мужчин казалось настоящим позором. Впрочем, на фразу англичанина «Можете идти» противник откликнулся довольно нецензурно. Конечно, это разозлило победителя, за чем последовал приказ дать залп из пушек.

Стоит ли применять?

Эта история наглядно показывает, что такое сквернословие: выраженное вербально желание унизить противника, оппонента. Иногда такой метод выражения мыслей становится единственным способом человека защитить себя, отстоять свою точку зрению – особенно если все логичные аргументы подошли к концу. Как говорят филологи, у многих наших соотечественников применение таких терминов вошло в обиход – люди даже не замечают, как часто используют нецензурные выражения.

Откуда пошло слово?

О том, что такое сквернословие, можно понять, если внимательнее присмотреться к нему. Корнем выступает «скверна». В настоящее время само по себе это слово практически не употребляется, для широких кругов оно кажется устаревшим, связанным более с религиозной сферой жизни, нежели светской. А вот в прежние времена им обозначали, как подтверждает составленный Далем словарь, что-то гнусное и противное, мерзкое и отвратительное как с духовной точки зрения, так и с плотской, материальной. Скверной можно было назвать гниль, вонь, противное с точки зрения религии, эстетики, моральных норм, правил нравственного поведения.

причины сквернословия

Так сложилось, что преимущественно используемая в ругательских целях терминология связана с наименованиями интимного взаимодействия людей, половых органов, испражнений, обусловленных особенностями физиологических процессов нашего организма. В английском языке для этого есть специальное понятие «грязная дюжина».

Возвращаясь к истокам

Чтобы лучше понять, что такое сквернословие, можно изучить исторические особенности развития русского языка. Известно, что такие методы выражения своих мыслей бытовали и в старое время, до прихода христианства. Предки считали, что это поможет оградить себя от демонов, духов, злых сил потустороннего мира. Это сохранилось и до наших дней в присказках, например: «матюгов и черт испугается». Фактически, непристойные слова, словосочетания использовались в качестве оберега.

сквернословие в нашей жизни

Русское сквернословие имеет довольно интересную историю и обряды, традиции. Например, в древности мужчины, стремясь отогнать нечистую силу от своего дома, не только использовали соответствующие выражения, но и демонстрировали половые органы, считая, что это может напугать демонов, духов. В некоторой степени это был диалог с потусторонним миром, и для него применяли те средства, которые, как казалось, будут иметь достаточную силу, чтобы помочь пересечь границу материального мира и иного, загадочного, мистического.

Вчера, сегодня, завтра

В настоящее время применяется термин «инфернальная лексика». Именно им обозначают выражения, слова, а также поведение, связанное с попытками взаимодействия с потусторонними сущностями. Наименование идет от латинского слова «преисподняя». Впрочем, беседы о сквернословии в наши дни стали исключительно актуальными, так как эмоционально нагруженные фразы многими используются вовсе без всякой идеи и цели, а просто по привычке. Преимущественно, это характерно среде невежественных людей с низким уровнем образования. Считается, что упоминание человеческих половых органов унижает собеседника, оскорбляет его, а со стороны говорящего демонстрирует отсутствие страха и агрессивную позицию. В некоторой степени, это еще и попытка показать себя раскованной персоной, для которой не играют никакой роли признанные в обществе нормативы поведения.

Основная причина сквернословия – попытка доказать себе и окружающим свое высокое положение. Человек словно бы демонстрирует другим, что он сильнее и выше, поэтому может позволить себе оскорбительное обращение. Тот, кто не чувствует в себе такой уверенности, обругать собеседника, конечно, не решится. Если человек находится под влиянием сильного эмоционального напряжения, резкие слова могут выступать как средство энергетической разрядки, попытка расслабиться. Чем эмоциональнее речь, тем проще выразить через нее внутреннюю экспрессию. Впрочем, психологи обращают внимание, что такой путь приводит к своеобразной зависимости – раз привыкнув выражать свои эмоции этим путем, в будущем человеку уже сложно переключить на формы речи, не оскорбляющие собеседников.

беседа о сквернословии

Смириться или нет?

Впервые официальная борьба со сквернословием в нашей державе началась по инициативе царя Алексея Михайловича, в 1648 издавшего тематический указ. Из него следовало, что на свадебных торжествах, при отправлении обрядов нельзя прибегать к нецензурным выражениям. В частности, запрет вводился на «срамные слова» и «бесовские песни». Распространялось это ограничение и на период святок. Нельзя было и «лаяться», используя нецензурные выражения. В равной степени запрет распространялся и на мужчин, и на женщин.

Началась официальная борьба со сквернословием, в которой окончательно сформировалась церковная позиция: употребление бранных слов оскорбляет Божью Матерь. Кроме того, при определенном восприятии получалось, что человек оскорбляет свою собственную родную мать. В более широком понимании матерью считается вся земля. Используя бранные реплики, человек выражал свое неуважение и к ней. Кстати говоря, бытовало мнение, что бранные речи могут спровоцировать заболевания, эпидемии, разнообразные несчастья и даже катастрофы стихийного характера. Пойманные за нарушением царского указа подвергались телесным наказаниям прямо на улице: провинившихся пороли розгами.

Зачем это нужно?

Причины и последствия сквернословия в нашей жизни уже не раз становились объектом внимания филологов, психологов. Принято говорить, что при постоянном употребление оно превращается в качество личности. Когда ситуация доходит до такой стадии, психологи говорят о бескультурье в патологической форме. Вырабатывается привычка, при этом люди даже не обращают внимание на то, как строят из бранных кирпичиков сложную речь, причем матерные слова постепенно начинают доминировать над литературными. Автоматическое применение полностью ускользает от внимания самого человека.

сквернословие в нашей жизни причины и последствия

Чей удел?

Как видно из истории сквернословия, и в прежние времена люди сталкивались с подобными изменениями в поведении людей. Отмечается, что чаще к бранным репликам прибегают люди со слабым, небольшим словарным запасом – время, которое уходит на проговаривание дополнительных, не несущих смысловой нагрузки слов, дает человеку больше пространства подумать над осмысленной частью. В то же время речевой балласт (по оценке хорошо развитого, с точки зрения культурных норм, человека) для склонного к использованию нецензурных фраз становится настоящим спасательным кругом, иначе постоянные запинки, паузы в речи могли бы выставить его на посмешище. Усложнение речевых конструкций, достигаемое применением бранных реплик, создает видимость сложной фразы, что позволяет повысить самооценку и самоутвердиться в глазах общества.

Современные традиции

Так сложилось, что в нашей стране с самого детства детишек учат: произносить бранные слова – это плохо. Но нечасто родители, воспитатели задумываются над тем, что важно не только дать установку на то, что это плохо, но и внятно объяснить, почему это так. Психологи говорят, что сквернословие для многих – попытка справиться с собственным стыдом, совестью. Раз победив себя, человек получает возможность и дальше творить, что хочется – постепенно это переходит в привычку.

В Америке был изобретен один удивительный и действенный способ, как избавиться от сквернословия. Когда ребенок приходит домой и спрашивает у родителей значение бранного слова, его не ругают за такой вопрос, но доходчиво объясняют, что оно означает буквально, каково переносное значение этого термина. После этого ребенка отправляют вымыть рот с мылом. Это призвано закрепить в создании маленького человечка, что использование подобной лексики делает грязными сознание, тело, слух, рот, который выговаривает звуки. Проводившие на эту тему исследования психологи отмечают: метод действительно работает.

Стереотипы и ругательства

В нашей стране принято думать, что именно русские положили начало сквернословию, только в нашей стране столь богат матерный язык. На самом деле, филологи давно установили, что это - всего лишь стереотип. Более того, к числу самых богатых на бранные выражения языков наш не принадлежит. В разных державах бытуют самые разные традиции, что очень наглядно показано в небезызвестном рассказе «Сон в летнюю ночь» за авторством Ю. Рытхэу.

как избавиться от сквернословия

Всякий народ в своем языке воспринимает бранью то, что унижает священные для этих людей понятия, традиции местности. Так, греки в своих бранных словах чаще всего будут делать отсылки к половым актам с божественными персонами, а вот арабы, проживающие в Египте, будут указывать на нетрадиционную ориентацию собеседника.

Пытаясь обидеть соперника, мусульманин назовет его собакой, болгарин – уродом. Кстати говоря, за это можно даже подать на человека суд. А вот в одном из африканских племен самое страшное оскорбление – предложение питаться овощами, так как это считается самым унизительным из возможных действий. Подобная брань может стать причиной безбрачия, если обруганный не нашел, что ответить! Действительно, последствия сквернословия в разных традициях, у разных народов самые разные.

Пойманы за делом!

Несмотря на бытующее мнение, будто бы нецензурные выражения – удел простого люда, из истории известно немало примеров, когда подобные оплошности в своей речи допускали известные люди. Например, гневаясь на себя, Гитлер не раз применял к себе же самые нелестные эпитеты немецкого языка.

Известна история о том, как однажды очень неудачно дал волю своему языку принц Чарльз, во время выступления перед школьниками уронивший лист с записанной на нем речью. Выразился он при этом крайне неэтично. Особенную пикантность ситуации добавляет тот факт, что на листке была (как убеждают представители СМИ) записана речь, посвященная как раз неприемлемости сквернословия в повседневности.

Известны из истории случаи, когда позволяли себе «крепкое словцо» Труман, Никсон, Горбачев, Черномырдин. Даже в мемуарах Плисецкой можно встретить подобные казусы, как и в ставших крылатыми фразах Окуджавы.

Актуальность проблемы

Как отмечают многие филологи, могучим русский язык делает вовсе не разнообразие матерных слов, а возможность выразить сколь угодно сложную мысль без применения нецензурных терминов. Более того, в определенных кругах считается гораздо более эффективным способом оскорбить собеседника, тонко играя терминами языка, интонациями, возможностями иронии и сарказма. Такая реплика задевает гораздо сильнее, нежели прямо, в сердцах высказанное, устоявшееся неприличное выражение. Но, как видно из повседневности, именно к штампованным фразам предпочитают прибегать наши соотечественники, желающие выразить экспрессию в речи.

борьба со сквернословием

В последнее время мат в разных формах получил широкое распространение среди всех возрастов, социальных слоев. Даже в книгах, с экранов кинотеатров и телевизоров можно слышать нецензурные фразы. Все это влияет на общественность, понижая уровень культуры. Люди привыкают к тому, что именно такой способ выражения своих мыслей – норма. Безусловно, с этим нужно бороться, поднимая общий культурный уровень социума.

Добавить комментарий